Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры (на примере МАДОУ № 3 г. Верхотурье)
Введение
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию коммуникативных способностей. Формирование и дальнейшее развитие коммуникативных способностей является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности ребенка адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально- коммуникативное развитие» [1]. Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности се
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………. 8
Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста ……….......................... 8
Анализ содержания понятия «коммуникативные способности» детей дошкольного возраста в свете научной психолого-педагогической литературы…………………………………………………………………. 14
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации………………………………………………….. 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МАДОУ «Детский сад №3» г.Верхотурье Свердловской области ………………………………………30
2.1 Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад №3» г. Верхотурье по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….. 30
2.2 Описание методов исследования и результатов первичной диагностики развитиякоммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………
2.3 Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста 37
Заключение…………………………………………………….………................ 51
Библиографический список………………………………………….. 54
Приложения……………………………………………………………………… 59
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовая база:
ФЗ «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации) - М.: Аис Пресс,2018 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») М.: Аис Пресс, 2018
Программа «От рождения до школы» (под ред. Вераксы),М.,2018«Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» Утв. Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.03. – М: Аис Пресс, 2018
Основная литература
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – М.: Казанский университет, 2019
Бухарова И. С. Диагностика и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: учеб.-метод. / И. С. Бухарова. – М.: Юрайт, 2019
Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 2019
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 2016
Гоми Т. Истории: альбом для развития креативности / Т. Гоми; пер.с англ.Т. Беляевой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018
Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
Дружинин В. Н. Психолоия: учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2018
Дьяченко О. М. Развитие коммуникаций дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
Ильенков Э. В. О сюжетно-ролевой игре в дшкольной организации. М.: Арт, 2018
Казакова Т. Г. Актуальные проблемы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Казакова. – М.: МПГУ, 2019
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2016
Коваленко С., Кременская М.,
Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально- эмоциональное» воспитание, или “нравственное” воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.
Анализируя психолого-педагогические исследования, можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста есть все необходимые предпосылки, обеспечивающие возможность формирования у них коммуникативных способностей, которые основываются на следующих теоретических положениях:
Общение рассматривается как коммуникативная деятельность, как процесс взаимодействия двух или более людей, направленная на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижени