Развитие музыкальности у младших подростков на занятиях вокального ансамбля в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в теории и практике музыкального образования наблюдаются сложности, связанные с влиянием на культурную сферу общественно-политической, экономической и общекультурной сфер, в результате чего это оказывает негативное влияние на духовно-нравственное и творческое развитие учащихся общеобразовательных учреждений. Низкий уровень художественного образования, отсутствие стремления к его получению, а также смена духовных ценностей выводят потребность в развитии творчества обучающихся, формировании их культуры, становления художественного вкуса.
Говоря о музыкальной стороне художественной культуры закономерно, что общество возлагает решение данной проблемы на уроки музыки в образовательных учреждениях, так как изначально работа по данной дисциплине направлена на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся. Занятия музыкой развивают у учащихся восприимчивость к музыке, учат способности переживать и формируют у детей повышен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ8
1.1. Основные подходы в исследованиях музыкальности в работах отечественных ученых……………………………...………………………….8
1.2. Возрастные особенности у младших подростков на занятиях вокального ансамбля в общеобразовательной школе…………………….16
1.3. Особенности организации занятия вокального ансамбля в общеобразовательной школе……………...………………………………….25
Выводы по первой главе……………………………………………….33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ...34
2.1. База и методы исследования. Констатирующий эксперимент по развитию музыкальности у младших подростков на занятиях вокального ансамбля в общеобразовательной школе……………………………………34
2.2. Упражнения по развитию вокальных навыков у младших подростков на занятиях вокального ансамбля в общеобразовательной школе……………………………………………………………...…………...41
2.3. Развитие музыкальности у младших подростков на занятиях вокального ансамбля в общеобразовательной школе…………………….48
Выводы по второй главе……………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Прометей, 2013. – 432 с.
Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов и сузов / Г. С. Абрамова. - М.: Прометей, 2018. - 708 с.
Акишина, Е. Современная музыка и горизонты музыкального образования / Е. Акишина. - М.: Музыка, 2017. - 176 с.
Акопян, К. З. Мир музыкальной культуры / К. З. Акопян, Н. И. Ильичёва, М. А. Чершинцева. - М.: Эксмо, 2012. - 480 с.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 336 с.
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев // Конспекты уроков. Репертуар. Методика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 431 с.
Асмолов, А. Г. Личность как объект психологического исследования / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2016. – 104 с.
Байкова, Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов / Е. Н. Байкова // Вестник православного Свято-тихоновского гуманитарного университета. – 2016. - №2 (22). – С. 166-174.
Бодина, Е. А. Модернизация музыкального образования в России в свете новых парадигмальных ориентиров за рубежом / Е. А. Бодина // Художественное образование в поликультурном пространстве. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. - С. 54-90.
Бодина, Е. А. Музыкальное образование в новых социокультурных реалиях / Е. А. Бодина // Педагогика искусства. – 2021. – № 1. – С. 17-22.
Бородина, И. А. Работа вокалиста над недостатками певческого звукообразования: лекция по курсу методики преподавания вокала / И. А. Бородина. - Барнаул: АГИИК, 1999. - 36 с.
Быков-Куликовский, Д. Н. Семантический подход в музыкально-художественном образовании / Д. Н. Быков-Куликовский // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (214). – С. 101-111.
Винокурова, Т. Б. Методика вокально-хоровой исполнительской культуры в России / Т. Б. Винокурова // Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры. – Чебоксары: Плакат, 2018. – С. 86-89.
Умение видеть ситуацию, правильно определять психологический настрой человека, помогает выстроить свое поведение таким образом, что к каждому собеседнику будет применяться особенный подход, помогающий в конкретном взаимодействии.
По мнению современных исследователей П.Э. Окунева и Д.А. Бобарыкина [42], процесс музыкального вокально-ансамблевого обучения учащихся младшего подросткового возраста имеют свою возрастную специфику. Так, зачастую преподавателю музыки приходится сталкиваться с постоянно меняющимися возможностями голосового аппарата растущего и развивающегося организма певцов. Согласно периодизации, представленной в работе Г.И. Островской [44], физиология подросткового голосового аппарата разделяется на группы: от 11 до 13 лет, от 13 до 16 лет и от 16 до 18 лет.
Первая группа представленной классификации (11-13 лет), по определению ведущих психологов и педагогов-практиков в области музыкального обучения и воспитания, считается временем так называемого «рас