Развитие познавательной активности младших школьников интерактивными методами обучения предмету «окружающий мир»
ВВЕДЕНИЕ
Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя комфортно при переменах, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию. А поскольку наука, техника, технологии постоянно совершенствуются, то непредвиденная ситуация возникает прежде всего в образовательной сфере.
Однако низкая успешность ребенка в познавательной деятельности по-прежнему остается проблемой для современной системы российского образования. В качестве причины можно назвать увеличение числа детей, имеющих низкий уровень готовности к познавательной деятельности. Анкетирование и школьное тести
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения ………………….7
Психолого-педагогическая сущность развития познавательной активности младших школьников ……………………………………. 7
Анализ педагогического опыта по проблеме развития
познавательной активности младших школьников ………………….16
Критерии и средства диагностики познавательной активности
младших школьников ………….…..................................................... 24
Выводы по главе 1 ………………………………………………………… 29
Глава 2. Методика использования интерактивных методов в процессе обучения окружающему миру с целью развития познавательной активности младших школьников ………………………………………..32
2.1. Роль и место интерактивных методов в обучении младших
школьников предмету «Окружающий мир»…………………………………..32
2.2. Интерактивные методы как средство развития познавательной активности младших школьников ………………………….………………..40
2.3. Оценка опытно-экспериментальной работы по проблеме развития познавательной активности младших школьников интерактивными методами на уроках окружающего мира ………………………………………………. 49
Выводы по главе 2………………………………………………………. 58
Заключение……………………………………………………………...60
Список литературы………………………………………………….....62
Приложения……………………………………………………………..67
Список литературы
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили// Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36 - 40.– Текст: непосредственный.
Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. М.: ИЦПКПО, 2000. – 146 с. – ISBN 5-7563-0129-1. - Текст: непосредственный.
Вершинина, Н.Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края / Н.Я. Вершинина– Текст: непосредственный // Начальная школа. – 1010. - №10. – С. 28 - 31.
Виноградова, Н.Ф. Предмет «Окружающий мир»: его педагогическое значение и место в учебном процессе / Н.Ф. Виноградова– Текст: непосредственный // Начальное образование. – 2008. - № 5. – С. 3 – 8.
Вострокнутова, С.А. В мире птиц. Занятия – игры / С.А. Вострокнутова– Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 58 – 61.
Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: избран. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 512 с. ISBN:5-89395-001-1. – Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.ISBN: 978-5-17-049975-5 – Текст: непосредственный.
8. Гайдина, Л.И. Изучаем "Окружающий мир" с увлечением. 1-4 классы: методическая библиотека / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. - Москва: 5 за знания, 2007. – 219 с. - ISBN 5-98923-140-9. - Текст: непосредственный.
Ганиева, Г.Р. Интерактивные методы обучения как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира / Г.Р. Ганиева, А.А. Высотская. - Текст: непосредственный // Образование и наука / Министерство образования РФ ; ФГБОУ НГПУ : под ред. А.Г. Мухаметшин, Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев. – Набережные Челны, 2020. – С.73-78.
Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности Д.Б. Годовикова – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1. - С 28 - 32.
Григорьева, Е.В. Проблемные дискус
и подробно рассматривает этапы развития познавательной активности младших школьников в процессе использования дидактических игр [36].
Учитель начальных классов из поселка Менил Удмуртской Республики С.А. Вострокнутова большое внимание уделяет развитию познавательной активности и творческой деятельности младших школьников, используя при этом разнообразные методы и приемы обучения, одним из которых является дидактическая игра. Автор статьи предлагает подробное описание занятий-игр по естествознанию и методику их организации [5].
Анализ педагогического опыта по проблеме исследования и анализ статей педагогических журналов показал, что учителя начальных классов уделяют большое внимание активизации познавательной деятельности младших школьников, используя при этом разнообразные методы и приемы обучения.
В следующем параграфе будут рассмотрены критерии оценки познавательной активности младших школьников.
1.3. Критерии и средства диагностики познавательной активнос