Формирование навыков невербального общения у младших школьников в процессе музыкального восприятия

Скачать дипломную работу на тему "Формирование навыков невербального общения у младших школьников в процессе музыкального восприятия" в которой изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литературу по определению сущностных характеристик и структуры невербального общения;
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.08.2023
Объем файла
320 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуализация исследования. Современное общество, переживающее перемены во всех сферах нашей жизни – политической, экономической, духовной – стоит перед острой необходимостью изменений в устройстве общественной жизни в духе гуманизации. Гуманистическое развитие общества напрямую зависит от уровня образования — важнейшего компонента человеческой культуры. В образовательном процессе усиливается роль человеческих факторов. Главные, основные понятия гуманистической педагогики — «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь» (К. Роджерс) — делают актуальными межсубъектные отношения взрослого и ребенка, а также их живое общение. [22, с. 236].
Искусство, в целом, дает узнать нам больше о формах человеческого общения, чем может дать наука. Искусство имеет способность связывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 9
1.1. Сущность и структура понятия невербальное общение 9
1.2. Музыкальное восприятие как основа формирования навыков невербального общения младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования навыков невербального общения у младших школьников на уроках музыки 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 33
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков невербального общения младших школьников 33
2.2. Педагогический проект по формированию навыков невербального общения младших школьников на уроках музыки 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты и документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]  / — М. : Просвещение, 2011. — 7 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] — М. : Эксмо, 2016. — 300 с.

Литература:

3. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие 2-е изд. [текст] / Л. А. Безбородова – Москва: Просвещение, 2014. — 270 с.  

4. Брылин, Б. А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: книга для учителя [текст] / Б. А. Брылин. – Москва: Просвещение, 1990. – 109 с.

5. Вендерова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн [текст] / Т. Вендерова // Искусство в школе. – 1997, – №№ 1, 2.

6. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Лингво-страноведческая теория слова[текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров – Москва: Русский язык, 1980. – 320 с.

7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология / Под. Ред. Д. Б. Эльконина. [текст] / Л. С. Выготский – Москва: Педагогика, 1982—1984. — 433 с. 

6. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов [текст] /П. Я. Гальперин – Москва: Книжный дом «Университет» - 1999. – 332 с. 

7. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Доклад, представленный на соиск. Уч. Степени д-ра психол. Наук [текст]/ П. Я. Гальперин — Москва, Моск. Государств. Университетт им. М. В. Ломоносова – 1965. — 51 с.

8. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [текст]/ П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР: сб. в 2-х томах / Т. 1. – Москва:  Издательство «АПН РСФСР» - 1959. – 445 с. 

Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения — приём пластического рисования музыки. Учащиеся «рисуют» рукой движение музыки. Существует словарь жестов приёма «рисования рукой». Данные приемы указаны в таблице 2.
Таблица 2
Словарь жестов. Приём «рисования рукой»
Мелодия Приём «рисования рукой»
Восходящая и нисходящая Поднимающиеся и опускающиеся руки;
Завершение музыкального развития Руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
Кульминационные точки Руки вытянуты над головой и т.д.
Для того чтобы дети распознали жесты, как средства невербального общения, важно не только актуализировать уже сформированные жестовые эталоны, но и определить их значение.