Процесс развития орфографической зоркости у младших школьников
Введение
Актуальность исследования проблемы. Формирование орфографической грамотности в современной школе является одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников. Это одна из составных частей языковой культуры, обеспечивающая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Проблема обучения детей грамоте, развития орфографической зоркости всегда стояла чрезвычайно остро и в педагогике, и в общественной жизни. Под грамотностью понимается степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, а также способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Тогда как орфографическая зоркость характеризуется как умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает умение находить ошибки, допущенные пишущим (как собственные ошибки, так и чужие). При таком представлении орфографической зоркости в ее содержание входит и обнаружение орфограмм, и их распознавание,
Содержание
Введение………………………………………………………………..………........6
Глава 1. Теоретические основы развития орфографической зоркости младших школьников………………………………………………….…..……..10
1.1.Сущность и содержание понятия «орфографическая зоркость»……...……..10
1.2.Особенности и факторы формирования орфографической зоркости младших школьников………..………………………………..………………….……………21
1.3. Методы, приёмы и средства формирования у учеников орфографической зоркости. Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости младших школьников………….…………..................28
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………..……………..43
2.1. Констатирующий этап. Диагностика исходного уровня развития орфографической зоркости у младших школьников………………………….….………43
2.2. Формирующий этап. Работа по развитию орфографической зоркости у младших школьников………………………….……………………………..……47
2.3. Контрольный этап. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию орфографической зоркости младших школьников…………………………………………………………….……………………...52
Заключение………………………………………….………………………….......57
Список использованных источников……………...…………………..............59
Приложение………………………………………………………………………...65
Список использованных источников
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с., с ил.; Науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР.
Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. / Н.Н Алгазина// Русский язык в школе. - 1991. №3. - С. 32-37.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - М.: «Просвещение». - 1997. – 158 с.
Алферов А.Д. Русский язык в средней школе. - М.: изд-во «Сотрудник школ», 1985. - 556 с.
Анохина, Т.М. Русский язык 1–4 класс. Занимательные материалы / Т.М. Анохина. В., 2007 269 с.
Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова //Начальная школа , 2012. - №1. - с.24.
Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямова // Начальная школа. - №4. - 1998. - С.75.
Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7. 25-26 с.
Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. М., 2000. 368 с.
Баранов М.Т. Зрительный диктант / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1991. - №1. - С. 117.
Барсов А.А. Российская грамматика / Подготовка текста и текстол. коммент. М.П. Тоболовой; Под ред. и с предисл. Б.А. Успенского. - М.: изд-во МГУ, 1981. - 776 с.
Белоус Е.Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка / Е.Н. Белоус // Начальная школа. - 2015. -№10. - С. 30 – 34.
Борисенко, И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. 2003. №7. 32-34 с.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский.2-е изд. перераб. и доп. М., 2006. 299 с.
Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. // Начальная школа. 2002. №1. 90 с.
Буркова Т.В. Списывание и его виды в проце
понимание того, что заучивается, т.к. непонятное обычно усваивается механически, зазубривается, что не способствует умственному развитию;
соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью человека (такой процесс становится сознательным и протекает успешно, если обучающиеся сравнивают, обобщают, формулируют выводы, проводят эксперименты);
учёт и использование знаний, усвоенных ранее (использование базы, необходимой для овладения новым материалом);
настойчивость, упорство в работе, стремление добиться полного и прочного запоминания [20].
Сформировать грамотное письмо обучающихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Как считает Д.Н. Богоявленский, орфографический навык, как и любой другой, это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения [14].
Явл