Коррекционная работа по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие является самым распространённым.
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………..6-11
Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………………………………....11-29
Выводы по I главе………………………………………………………………..19-20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………….…….........21-38
Первичное обследование речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………..……..38-44
Контрольное обследование речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………………………….......…44-50
Выводы по II главе……………………………………………………………....50-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....…54-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….57-58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова.– М.: Знания, 2015. – 128 с.
Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша – Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2013. – 128 с.
Гарева, Т.А. Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. / Т.А. Гарева. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 135-136.
Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – Москва: Школьная Пресса, 2016. – 80 с.
Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – 107 с.
Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. – М.: Педагогика, 2009. – 125 с.
Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие/ Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: ПАРАДИГМА, 2017. – 216 c.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2013. – 367 с.
Логопедия: практическое пособие / авт.-сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д.:Феникс, 2012. – 287 с.
Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская – М.: Линка-Пресс, 2018. – 176 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.
Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Салахова, А.Д. Ра
Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Занятия с логопедом данной категории детей проводятся в форме фронтальных и индивидуальных занятий.
Выводы по главе 1
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Полученные результаты в ходе исследования позволили сформулировать следующие выводы.
Проблеме обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи посвящены многочисленные научно-методические исследования Г.А. Каше, И.Л. Калашникова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Речевые расстройства являются одними из наиболее распространенных трудностей развития в детстве. Такие трудности называются «первичными», если у них нет известной этиологии и «вторичными», если они вызваны другим состоянием, таким как аутизм, нарушение