Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ИП. Будылдина А. А. «Умничка™»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что нынешний рынок немыслим без конкуренции, более того, ситуацию на большинстве рынков можно назвать гиперконкуренцей.
Это вынуждает организации осуществлять свою деятельность с учетом действий конкурентов. Актуальность исследования путей повышения конкурентоспособности обусловлена непосредственным влиянием экономических факторов на рыночные позиции любой организации. Кроме того, в последние десятилетия скорость изменений, происходящих во внешней среде, значительно увеличилась, что приводит к необходимости создания стратегии с высокой степенью адаптивности к происходящим изменениям.
Изучение условий конкуренции, потребителей, конкурентов помогает предприятию выявить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является прямым путем к получению высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегию, целью которой является достижения уровня, который помог бы предприятию выживать в условиях высокой конкурентной борьбы. В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований - предприятий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятия и сущности рыночной конкуренции и конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 12
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 17
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ИП. Будылдина А. А. «Умничка™» 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Организационная структура предприятия 27
2.3 Оценка конкурентоспособности организации «Умничка™» 29
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия «Умничка™» 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 35
3.2.Экономическая эффективность предложенных мероприятий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
2 Ващекина Н.П. Маркетинг: Учебник / Под ред. Н.П. Ващекина. – 2-е изд. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 312 с.
3 Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. О.И. Волкова и др. - М.: ИНФРА М., 2009., стр. 93
4 Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник и практикум. -3-е изд. - М.: Финансы и статистика,2006, стр. 45
5 Забелин П.В. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. / Забелин П.В. [и др.]- М.: Инфра-М, 2007.-530с.
6 Карагезьян У. В. Неконкурентное поведение в российской хозяйственной практике: мотивы фирм и последствия для экономики / У. В. Карагезьян // Экономический анализ: теория и практика. – Москва, 2015 -№6 – С. 28- 34.
7 Мельников И. В. Конкуренция: как победить / И. В. Мельников. – Москва: И. В. Мельников, 2015 – 372 с.
8 Мельниченко Н.Ф. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Н.Ф.Мельниченко, ЯФ МЭСИ. – Ярославль: Ремдер, 2005. – 156 с.
9 Попов С.А.Концепцияактуальногостратегическогоменеджмента для современных российских компаний / С. А. Попов. – Москва: Юрайт, 2014 – 224 с.
10 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Портер. – 4-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2012 – 387 с.
11 Платов В. Я. Технология стратегического планирования и управления / В. Я. Платов, С. Е. Золотарева, О. В. Платова. – Москва: Дело, 2013 – 372 с.
12 Репин В. П. Бизнес-процессы. Моделирование. Внедрение,управление / В. П. Репин. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 469 с.
13 Разработчики технологии SWOT- анализа // Интернет: www.swot.ru/catalog2/doc/swot114 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2007., стр. 220.
15 Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Шванд
Ценность модели пяти конкурентных сил состоит в том, что она помогает определить величину и структуру этих сил. Коллективное воздействие этих сил определяет характер конкурентной борьбы на данном рынке. Как правило, чем сильнее силы конкуренции, тем ниже коллективная рентабельность участвующих в соревновании фирм. Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке. Структура конкуренции в отрасли явно непривлекательна с точки зрения прибыльности, если соперничество между продавцами очень сильное, барьеры выхода на рынок низкие, конкуренция со стороны продуктов-заменителей высока, и как продавцы, так и покупатели могут получать значительные выгоды от участия в сделках. Но если конкурентные силы в целом не оказывают значительного влияния на положение в отрасли, то эта отрасль становится благополучной и привлекательной с точки зрения получения сверхприбыли. Идеальная конкурентная среда в отношении получения прибыли – это такая среда, в которой и поставщики, и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших товаров-заменителей, входные барьеры для выхода на рынок относительно высоки и конкуренция между существующими продавцами довольно умеренная.[3]