Психолого-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста – важный и актуальный вопрос, ведь улучшение уровня коммуникаций влияет не только на эффективность обучения школьников, но и их социализацию, адаптацию и дальнейшее развитие и рост как личность.
Значимость данной проблематики и ее общественная важность предрешили проблему данного изучения: «Психолого-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста».
Проблематике формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посвящены исследования, среди которых можно выделить научные труды, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, А.Г. Антоновой, Ю.В. Касаткиной Ю.М. Жукова, Е.М. Дубовского и др.
Важный аспект ко заключению этой проблематике показан в трудах Л.С. Выготского, обследовавшего взаимодействие школьников в виде главного требования индивидуального формирования, воспитания и обучения.
В базе концепции Л.С. Выготского, возможно сказать о
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3 стр.
ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ______________________4 стр.
1 ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА._______________________________________________5 стр.
1.1.Основы формирования межличностной коммуникации в психологии и педагогике______________________________________________________________5 стр.
1.2.Характеристика детей детей младшего школьного возраста_________12 стр.
1.3.Возможности развития коммуникативных навыков у обучающихся
начальной школы__________________________________________________18 стр.
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА____________________________________________________________23 стр.
2.1.Характеристика диагностических методик изучения коммуникативных
навыков учащихся_________________________________________________23 стр.
2.2.Результаты диагностики развития коммуникативных навыков у
детей младшего школьного возраста__________________________________32 стр.
2.3.Рекомендации педагогам по развитию коммуникативных навыков
у детей младшего школьного возраста________________________________39 стр.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ ЧЕРЕЗ 5 МЕСЯЦЕВ_____________________________________________________________43 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________47 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________48 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1_________________________________________________54 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] : учёб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. [Текст]: Акад. пед. наук СССР / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
3.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] :Фак. Психологии / Б.Г. Ананьев. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
4.Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев ;Под ред. А.А. Бодалева.- М. : Воронеж, 1996. - 384 с.
5.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М.Андреева. - М. : Просвещение, 1994.- 325 с.
6.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб.для вузов по специальности Психология / Г.М. Андреева. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
7.Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право [Текст] / М.С. Андрианов. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.- 256 с.
8.Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. -176 с.
9.Безруких, М.М. Возрастная физиология : Физиология развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 416 с.
10.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М. : Омега, 2010.- 65 с.
11.Бивин, Д. Психология межличностных коммуникаций [Текст] / :пер. с англ./ Д. Бивин, П. Вацлавик, Д. Джексон. - СПб.: «Речь», 2000. - 320 с..
12.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. - М.: Флинта, 2014. - 158 с.
13.Биркенбиль, В.Ф. Как добиться успеха в жизни [Текст] / В.Ф. Биркенбиль. - М.: СП Интерэксперт, 1992. - 139 с.
14.Бориснёв, С.В.Социология коммуникации [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
15.Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия [Текст]: пер с англ. /
Проблемы в обучении может создавать неадекватная самооценка детей младшего школьного возраста. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, весьма часто, не совпадают или совпадают редко, так как предъявляемые требования к «ребенку - ученику» и «ребенку - ребенку» существенно отличаются. Ведущим фактором в школе является обучение, а в семейном воспитании - социализация. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, «пристает к одному берегу», и это чаще всего заниженный уровень самооценки.
Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Ж.Ж. Руссо считал, что гармония в воспитании возможна л