Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»

Скачать дипломную работу, в которой исследуется дидактические игры как средство экологического образования младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.03.2024
Объем файла
616 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность.
В современном образовании происходят значительные изменения. Они связаны с фундаментальными изменениями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эру компьютеризации и глобализации всей ее деятельности. В нынешних условиях возрастает роль школьной дисциплины «Окружающий мир», которая сегодня признана одной из наиболее важных тем общего образования. Уроки окружающего мира помогают школьникам понять пространственное разнообразие жизни и деятельности человека, роль человека и человечества в географической среде. Важной задачей современной школы является развитие и образование учащихся географической и экологической культуры [42 с. 61]. Экологическое образование – это одна из самых актуальных проблем на сегодняшнее время, которая резко возросла в связи с приближением человечества к глобальному экологическому кризису. Все мы очень хорошо видим, что многие районы сильно загрязнены из-за экономической деятельности человека, что влияет на здоровье и качество жизни населения. В связи с нерациональным использованием природных ресурсов и безответственным отношением к природе, человечеству может угрожать деградация и вымирание. Чтобы не допустить страшной катастрофы, важно формировать у подрастающего поколения экологическую культуру, то есть правильное и разумное отношение к природе, создание условий для её процветания и восстановления. Учитель играет одну из основных ролей в формировании этой культуры, а значит, экологическое образование и воспитание в школе будут выходить на передний план [55, с. 144]. 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы использования дидактических игр как средства экологического образования младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» ……………………………………….………….6

1.1. Экологическое образование младших школьников как педагогическая проблема………………………………………………………………………6

1.2. Сущность понятия дидактическая игра и её классификация……….……25

1.3. Использование дидактических игр в экологическом образовании младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»…..38

Выводы по главе 1…………………………………..…………41

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр как средство экологического образования младших школьников на уроках   предмета «Окружающий мир»….42

2.1. Диагностика уровня сформированности экологической образованности младших школьников (анализ результатов констатирующего эксперимента)……………………………………………………………………42

2.2. Деятельность учителя начальных классов по использованию дидактических игр на уроках предмета «Окружающий мир»………46

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……52

Выводы по главе 2……………..…57

Заключение………………………………………………………….……………59

Список использованной литературы…………………63

Приложение………………………………………………………………………70

Список использованной литературы

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов /Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672с.

3. Алексеев С. В. и др. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие. / под общей ред. С. В. Алексеева. – СПб.: Специальная литература, 2007. – 88 с.

4.    Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988., с 202.

5. Березина В. Г. Игра как средство развития экологического образования [Текст] / В. Г. Березина. - СПб.: «Издательство Буковского», 2014. – 160с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К. Бондаренко. – М., 1985. – 174 с.

7. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М.: Педагогика, 2013. ‬374 с.

8. Виноградов В.Ю. Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского МР РТ). Молодой ученый 11 (2017): 115. – С. 34-46.

9. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – N4. – С.36-40.

10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развити / Сост. и общ. ред.: авт. коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференц. психологии СПбГУ. – 2001. – С. 56-80.

11. Григорьева Ю.С. Феномен и воспитательный потенциал дидактической игры в половом воспитании детей дошкольного возраста/Ю.С. Григорьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 35 с.

12. Голубева, Л.Н. Подходы к формированию экологической культуры личности / Л.Н. Голубева // Этическое воспитание. – 2013. – № 6. – С. 18– 21.

13. Гордеева, Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся / Т.Н. Гордеева // Начальная школа. – 2014. – №2. – С.75–80.

14. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991. - 96с.

15. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 152с.

16. Дерябо С. Д. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на Дону. Феникс, 1996. – 480 с.

17. Дерябо, С. Д.Методики диагностики и коррекции отношения к природе [Текст]: монография / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин ; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. Центр комплекс. формирования личности. – Москва: [б. и.], 1995. – 147 с.

18. Есиркепов Ж.М. Формирование социально ценных потребностей у сельских школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности. Международный журнал экспериментального образования 8-3 (2014): 14-16. – С. 24-32.

19. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев Новый аспект образования. – М.: 2007. – 24с.  

20. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование [Текст] // Советская педагогика. – 2003. - №12. – С.10-12.  

21. Захлебный, А. Н. Научные исследования по экологическому образованию в России [Текст] / А. Н. Захлебный, А. Е. Зубарев // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – N 1. – С. 4-9. 

22. Захлебный, А. Н. О новой образовательной области "Экология - здоровье - безопасность жизни" [Текст] / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. – N 3. – С. 12-14

23. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004. - №6. - 87с.

24. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М., 1978. 12. Кино и дети. - М., 1971. -178с.

25. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров //Право и образование. – 2015. – № 3. – С. 84–98.

26. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе, - М.: ЦГЛ, 2003 -56 с. 4. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми -М.ЦГЛ, 2003, -127 с.

27. Квасцова Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст]/ Л.С.Квасцова, Н.А.Фролова// Биология в школе. –2007. – №3–С. 27-31.

28. Кудрявцева, Е.М. Психологический аспект экологического образования и воспитания. В кн. проблемы экологического образования и воспитания в средней школе, - Таллин, 1980ч.1 -С.59-61

29. Куракова Н. Г Экологическое образование и воспитание [Электронный ресурс] / Н. Г. Куракова // Источник. – 2011. – Режим доступа: http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/070710.htm

30. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ACADEMIA : [б. и.], 2003. – 176 с. 

31. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. - 496 с. 

32. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся [Текст]: пособие по спецкурсу/В. В. Котов. – Рязань: ЕГПИ, 1977. – 100 с.

33. Кропочева Т. Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе [Текст] / Т. Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – N 11. – С.44- 49.

34. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с., ил.

35. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии» /Н.Н. Кондратьева. – С - Пб, 2002. – 104с.

36. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова //Начальная школа. - 2011. – №6. – С.21-34.

37. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет /И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.

38. Лихачев Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев. - Педагогика. – 2004. - №2. – С.19-21.  

39. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми /Л.П. Молодова. – Минск.: Изд. центр Асар, 1999. – 213с.

40. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2003. – 148 с.8

41. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 111с.

42. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Николаева. – М. 2002. – 336с.      

43. Потапова, Л.М. Детям о природе – экология в играх /Л.М. Потапова. – Ярославль, 2003. – 186с.

44. Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е.С. Павленко //Начальная школа. 2012. – №5. – С. 17-29. 

45. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов //Начальная школа. 2014. – №6. – С.66-87.

46. Прохорова, С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками [Текст]: учеб. - метод. пособие / С. Ю. Прохорова, Н. М. Фоминых. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 158 с.

47. Плешаков, А.А. От земли до неба [Текст]: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. 

48. Плешаков, А.А. Зеленые страницы [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 

49. Плешаков А. А. Зеленый дом [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов/ А.А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2010. –112 с. 52 

50. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. 

51. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

52. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Р. А. Петросова, В. Голов, В. Сивоглазов. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

53. ПЕДАГОГИКА В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. – 86 с.

54. Рязанова М. А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3886–3890.

55. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва: Эксмо, 2018. – 144 с.

56. Степанова Е.С., Захарова Е.А. Организация внеурочных форм обучения при изучении краеведческого материала в 6 классе. Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей ѴІ междунар. науч.-практ. конф., посв. 2016. – С. 87-96

57. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2010. - №5 

58. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

59. Саркисян А.Р. Пути реализации экологического образования [Текст]/ А. Р. Саркисян// Начальная школа. – 2008. – N12. – С. 44-49.

60. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. 

61. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянськая школа, 1974 г. - 288 с.

62. Троицкий Д.А. Эвристические методы: эффект поиска повышается [Текст] / Д.А. Троицкий. – М., 2007. –№ 10.  

63. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа. - 2014. - №10. – С. 24 – 28.

64. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия: География. Том 23 (62). 2010 г. № 1. С.33-43.

65. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение,1968. – 205с.

66. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3–е изд. М., Просвещение 1981г - с. 170.

67. Филатова Л.М. По страницам Красной книги [Текст] // Начальная школа. – 2001. - №11. – С.49-52.

68. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М: Просвещение, 2010.

69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. - 41 с.

70. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.

71. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2012. №8.‬ С. 34-39

72. Эльконин Д. Б. Психология игры. ‬М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. ‬360 с.

Поэтому, в ходе применения дидактических игр, нам необходимо сформировать у детей экологические знания и умения. Научить бережному отношению к окружающей среде. Если учитель понимает, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, то он может проверить, на сколько успешно он задействовал игру на уроках. При использовании дидактических игр на уроках окружающего мира, необходимо следить за тем, чтоб интерес к игре у школьников не пропадал. Если интерес отсутствует или угасает, нельзя принудительно навязывать его детям. В этом случае игра потеряет свое дидактическое, развивающее значение и из игровой деятельности выпадет самое дорогое – эмоции. Вернуть интерес детей к игре поможет эмоциональная речь, радушное отношение, поддержка отстающих. Если есть интерес, дети занимаются с большим желанием, что положительно влияет на усвоении ими знаний. Умение всецело включатся в игру это один из показателей мастерства педагога. Увлекательная игра, приносит учащимся чувство удовлетворения, оказывает позитивное влияние на успешное проведение игр в дальнейшем. При проведении дидактических игр развлечение и обучение надо сфокусировать так, чтоб они не препятствовали, а напротив, помогали друг другу. Средства и способы для повышения эмоционального отношения детей к игре, необходимо воспринимать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи.