Эффективность сюжетно-ролевой игры при развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей. Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных способностей у детей.
Коммуникативные способности способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста, влияют на общий уровень его деятельности. Значение сформированности коммуникативных способностей становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к социальной депривации, нарушает процесс обучения
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры7
1.1 Изучение проблемы развития коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе7
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста14
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста18
Выводы по 1 главе23
Глава 2. Исследование развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры25
2.1 Организация и методы исследования25
2.2 Выявление уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста31
Выводы по 2 главе36
Глава 3. Система работы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры38
3.1 Процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры38
3.2 Динамика развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста43
Выводы по 3 главе50
Заключение51
Список литературы53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
Учебная и монографическая литература:
Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 c.
Багрич, В.Н. Игры, развлечения, загадки, сказки для занятий с детьми 2-7 лет. Познавательная, речевая, игровая деятельность. ФГОС ДО / В.Н. Багрич. - М.: Учитель, 2017. - 201 c.
Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг игровой деятельности детей 5-6 лет. Игровые карты с методическим описанием, карта индивидуального профиля, сводные таблицы. 40 карт. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. - М.: Учитель, 2018. - 976 c.
Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
Виноградова, Е.А. Игры-занятия с детьми на прогулке. 2-3 года. 48 карт с описанием игровой деятельности детей для каждого сезона. ФГОС ДО / Е.А. Виноградова. - М.: Учитель, 2018. - 868 c.
Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2016. - 288 c.
Воспитание детей в игре/ Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др.; сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2014. - 190 с.
Гладышева, Н.Н. Игровой раздаточный материал для образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты. ФГОС ДО / Н.Н. Гладышева. - М.: Учитель, 2018. - 568 c.
Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 c.
Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС / Губанова Наталья Федоровна. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. -
В процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых. З.А Запорожец отмечал, что сюжетно–ролевая игра, так же, как и сказка, учит ребенка понимать мысли и чувства изображаемых людей, благодаря тому, что дети выходят за рамки обыденных впечатлений [13].
В сюжетно–ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой групповой деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе иг