Реализация технологии продуктивного чтения при работе с текстом как средство развития читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Введение
Задачи, стоящие перед современным российским образованием, обозначены во всех стратегических документах как сферы образования, так и тех сфер, которые опосредованно связаны с образованием. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» читаем: «Общедоступность информации, возможность выбора средств получения знаний при работе с информацией, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий» [29].
Классическое представление о целях и задачах обучения русскому языку и литературе складывается из знания, умения и навыка, а в последнее время и из компетенции как совокупности полученных знаний, умений и навыков и готовности применять их для решения различных учебных, профессиональных и жизненных задач. Понятие «компетенция» сегодня выходит на первый план. Компетентностный подход в системе мирового и, в
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе технологии продуктивного чтения 7
1.1. Специфика и история возникновения понятия «читательская грамотность» 7
1.2. Технология продуктивного чтения как средство формирования и развития читательской грамотности учащихся 14
Глава 2 Формирование читательской грамотности учащихся на уроках литературы с использованием технологии продуктивного чтения 27
2.1. Выявление уровня читательской грамотности учащихся 27
2.2. Использование приемов формирования читательской грамотности учащихся на уроках литературы 31
2.3. Анализ результатов формирования читательской грамотности учащихся на уроках литературы в 5 классе 46
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список литературы
Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская. –// Человеческий капитал. – 2013. – №11 – С.51-55.- Ежемес. –ISSN 2226-9177.- Текст: непосредственный.
Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. Вузов. – Москва: Академия, 2003. – 128с. – 100 экз. – ISBN 5-7695-0961-9. – Текст: непосредственный.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил. –5000 экз. –ISBN: 978-5-09-020588-7. – Текст: непосредственный.
Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интерес.: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак. –// Молодой ученый. – 2016. – 184 с. – С. 56-65- Еженед.- ISSN: 2072-0297.- Текст непосредственный
Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова – М.: Баласс, 2014. – 43 с. – 700 экз. – ISBN 978-5-7795-8057-5 – Текст: непоредственный.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш..учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю Бухаркина, – 3-е изд., стер. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.- 2500 экз.- ISBN 978-5-7695-7057-5. – Текст: непосредственный.
Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В Чернец., В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек [и др.]; под ред. Чернец Л.В. – Москва: Высшая школа, 2006. – 680 с. – 400экз. -ISBN 5-06–004233–2. – Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с. – 3000 экз. -ISBN 978-5-534-07532-8. – Текс
Благодаря ключевым словам мы можем полностью переосмыслить текст. Работа над ключевыми словами состоит в том, чтобы вычитывать содержащуюся в ней подтекстовую и концептуальную информацию. При чтении любого текста, нужно обращать внимание учащихся на такие слова [30].
Работа со словами-образами.
Это могут быть и художественные средства, которые украшают текст, так и такие литературоведческие понятия как метафора, звукопись.
Применение метода «ведение диалога с текстом» предполагает то, что учащийся, первоначально прочитав произведение, может не сразу понять его глубинный смысл. Но во время повторного, «глубокого» вчитывания, он может не только понять позицию автора, но и принять свою. Данный диалог уже начинается, когда знакомятся с названием текста, а заканчивается, поиском ответов на вопросы, которые не раскрыты в тексте. Обычно опытный читатель не осознает диалога с текстом, так как он протекает очен