Основы обучения монологической речи на уроках иностранного языка
ВВЕДЕНИЕ
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧИ5
1.2. ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ11
1. 3. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ13
ГЛАВА II МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ16
2.1. ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ16
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ21
2.3. УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананченко М.Ю. Управление качеством образовательной системы в современных условиях (материалы IX международных педагогических чтений). – Архангельск: КИРА. – 2009. – 409 с.
Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №6. – С. 17-22.
Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск: ИГПИ. 1997. – 190 с.
Байер Е.А., Стародубцев. Педагогика для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс. - 2006. - 156с.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 11-15.
Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2004. – №4. – С. 5-8.
Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №5. – С. 7-11.
Бубнова О. Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 2. – С.23-25.
Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке. // Иностранные языки в школе. – 2004. – №2. – С. 23-29.
Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №6. – С. 41-42.
Меня оценят в XXI веке. Сборник тезисов-докладов участников IV всероссийского молодёжного фестиваля. – М.:Непецино. – 2007. – 438 с.
Милованова Л.А. О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1. – С. 65-71.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Академия. - 1999. - 342 с.
Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. Объем высказывания - не менее 15 фраз, правильно оформленных в языковом отношении.
1.2. ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В обучении монологической речи в методике приняты два пути: “Путь сверху” – исходной единицей обучения является законченный текст; “Путь снизу” – в основе обучения предложение, отражающее элементарное высказывание.