Использование учебных картин и исторических карикатур на уроках истории

Курсовая работа, основная идея которой заключается в прослеживании различных способов применения учебных картин и карикатур как наглядного метода в обучении истории. В ходе написания работы автор изучает психолого-педагогическую литературу по использованию картин и карикатур как наглядного метода обучения; рассматривает современные подходы к организации наглядного метода обучения; разрабатывает урок истории с применением наглядных средств обучения.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
82 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о месте и роли наглядности, а именно, о применении картин и карикатур рассматривался в педагогике еще с XVII века, начиная с работ П.П. Блонскогоо, Я.А. Коменскогоо, К.Д. Ушинскогоо и других педагогов, и также нашел свое продолжение в разработках и современных отечественных ученых Л.В. Занковаа, С.И. Змееваа, Н.А. Менчинскойй, Е.И. Пассоваа, Б.Н. Скаткинаа и др.
Основным аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает базовым, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных пособий в обучении всегда было широко распространено. Наглядные пособия особенно широко использовались на начальных и средних ступенях образования. Согласно психологическим исследованиям, независимо от возраста информация, воспринимаемая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения наглядного метода обучения………………………………………….………………………….........5
1.1 Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательных задач…………………………………………….…………...…5
1.2 Современные подходы к организации  наглядного  метода  обучения ………………………………………………………………………......8
ГЛАВА 2. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании……………………………………………………16
2.1. Классификация наглядных средств обучения и их виды………….16
2.2 Разработка урока по истории России в 8 классе с использованием наглядного метода обучения……………………….…………………………...20            
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

1. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.

2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1998. 

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Дидактика высшей школы : Текст лекций / В. И. Загвязинскийй; Челяб. политехнн. ин-т им. Ленинского комсомола, Челяб. регион. центр высш. шк. - Челябинск : ЧПИ, 1990.

5. Дидактика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / В.А. Ситаровв; под ред. В.А. Сластенинаа. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2004

6. Методика обучения истории в средней школе.Ч. II / Под ред.Н.Г. Дайрии. - М.: Просвещение, 1998.

7. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов педд. ин-тов по спец. / / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986.

8. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1.

9. Студеникинн М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

10. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.А. Голуб. - М. : ВЛАДОС, 1999.

11. Педагогика [Текст]: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенинн, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шияновв; под ред. В. А. Сластенинаа. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.

2. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX век. 8 класс. - М., 2000

3. Апаровичч Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. / / Преподавание истории в школе. - 1994, №1.

4. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9.

5. Барловаа Ю. В. Использование политической карикатуры как источника на занятиях со студентами исторического факультета” Ярославль, 2005 г.

6. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.

7. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. Избр. Пед. Соч. - М.:1987. 

8. Виржбицкии Р.Дж. Квадрат знаний. Дидактика, основанная на применении информационных технологий. - Спбб., 2007.

9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997.

10. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1971.

11. Загладинн Н.В. Программа курса "Новейшая история зарубежных стран. ХХ в. ": Для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 40 с.

12. Загладинн Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 8-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2007. - 336 с.: ил.

13. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практт. пособие для учителей. — М.: Гуманитт. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 176 с.

14. Коротковаа М.В., Студеникинн М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владосс, 1999.

15. Коротковаа М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1.

16. Коменский Я. А. Из "Великой дидактики". Гл. VI, VII, IX / Пер. под ред. И. А. Шляпкина. - В кн.: Памяти отца современной педагогики Яна Амосаа Коменского. СПб., 1893

17. Кучерукк И.В. Учебные игры на уроках истории. / / Преподавание истории в школе. - 1989, №4.

18. Латышинаа Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). - М., 2002

19. Лейбенгрубб П.С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. / / Преподавание истории в школе, 1993, № 4.

20. Марковв А. С. Использование политических карикатур на уроках новой истории. М., 1964. С. 37 -39.

21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: "Знание", 1979.

22. Никифоровв Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998.

23. Озерскийй И.З. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989.

24. Педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Гардарикии, 2005.

25. Пидкасистыйй, П. И.  Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистыйй; под редакцией П. И. Пидкасистогоо. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайтт, 2018.

26. Поповаа С.Г., Гуружалова В.А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9.

27. Работа с картой на уроках истории / Сост.Г.И. Самсонова. - Якутск, 1981.

28. Шоганн В.В. методики преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.

Главным в этой деятельности является то, что учащиеся должны усвоить основное содержание события или явления определенной ситуации в разных эпохах.
При работе с карикатурой ученики язык юмористических рисунков переводят на язык исторических фактов и явлений.
Использование публицистической графики в виде карикатур может помочь в формировании у школьников умения адекватно воспринимать и незамедлительно оценивать данное средство, повышает уровень образовательной культуры, а также расширяет кругозор. Школьники посредством работы с карикатурой разрабатывают в себе способность правильно реагировать на визуальные объекты, воспринимать и осмысливать их. На сегодняшний д