Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим дисциплинам.
Раньше для предупреждения и устранения у детей недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Теперь же вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильному произношению звуков стал одним из приоритетных в дошкольной педагогике [7].
Анализ литературы по проблеме коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста нарушением звукопроизношения показал недостаточную изученность вопросов, касающихся разработок логопедических тренингов при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ……….
Понятие ?звукопроизношение? в специальной литературе……...……...
Звукопроизношение у детей в онтогенезе………..…………..………….
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………….
1.4 Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………
Выводы по первой главе……………………..…………………..……………...
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ………
2.1 Организация и методика работы по обследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………….………………………………………………..……..
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда ……………………………
Выводы по второй главе ………………………..……………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….
ПРИЛОЖЕНИЕ..………………………………………………………..……...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА ННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст] / И.Ю. Абелева – Москва, 2004. – 159 с.
Александровская, М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Александровская// Избранные психологические труда. – Москва, 1990. – 14 с.
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва, 1999. – 245 с.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – Москва, 1998. – 445 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999. – 270 с.
Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
Волкова Л. С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова // Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – Москва: Владос, 2004. – 480 с.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. –Москва, 1985. – 527 с.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. И. Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис - пресс, 2005. – С.116–117.
Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – Москва: Педагогика, 1992. – 128 с.
Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1995. – 64 с.
Гербова, В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей в детском саду [Текст] / В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 126 с.
Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Издательский дом ?БАХРАХ – М?, 2006. – 272 с.
Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – Москва: Инфра-М, 2004. – 560 с.
Отмечаются: плавное и одновременное выполнение проб; напряжённость, скованность движений; невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.
- попеременно соединять все пальцы рук с большим пальцем (первым), начиная со втоpого пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;
- менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе ?ладони?, другая сжата в кулак (5-8 раз).
Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряжённость, скованность движений, нарушение темпа выполнения движений (не под счёт логопеда); нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.
Задание № 2
Цель: исследование двигательныx функций артикуляционного аппарата:
- вытянуть губы в трубочку и удержать позу под счёт до 5;
- сделать ?хоботок?, удержать позу под счёт до 5;