Формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка.
Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa, О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.
Формирование связной речи у детей дошкольного воз
Оглавление
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием 7
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста………………………………. 7
1.2. Особенности формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием………………………............................................................... 12
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование связной диалогической речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием………………………………………………………….. 19
Выводы по первой главе……………………………………………………. 25
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию связной диалогической речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием………………………………………........................................... 27
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы ........................................................ 27
2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента……………………………………………………. 33
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования …… 39
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 44
Заключение………………………………………………………………...... 46
Список литературы ……………………………………………… 49
Приложения…………………………………………………………………. 54
Список литературы
1. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие / В.П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с..
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 1999. 272 с.
3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками/А.Арушанова. //Дошкольное воспитание. -2001. №5. С.51-61.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 2011 – 402 с.,
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с
6. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. 246 с.
7. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 128 с.
8. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. – М. : Просвещение, 1983. – 143 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва, 2011 – 36с.
12. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 63
13. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. 272 с.
14. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-педагогическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015
15. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. 16 с.
16. Жинкин, Н.И. Психолингвистика / Н.И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 2009. — 288 с.
17. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с.
18. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. – М., 2012 – 200 с.
19. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: РАО/МПСИ, — 396 с.
20. Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия. М.: Учитель, 2013. 96 с
21. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – Москва, 2012 – С. 45-60.
соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности:
- непосредственно эмоциональное общение;
- предметно-манипуляторная деятельность;
- игровая деятельность;
- учебная деятельность;
- общественно-полезная деятельность;
- учебно-профессиональная деятельность;
Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Кру