Творческая деятельность, как один из факторов когнитивного развития детей с ОВЗ
Введение
В нашей стране уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более эффективной помощи этим детям, необходима ранняя диагностика их проблем и нарушений. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его структуру, характер, те количественные и качественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы. Данные образовательные учреждения дают детям необходимые знания, умения и навыки, которые готовят их к обучению в специальных школах, а в будущем – к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни [1].
Актуальность работы заключается в том, что число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается. Проблема совершенствования методов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна как для специальных коррекционных школ, так и для массовых школьных учреждений.
Проблемой исследования является творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика категорий детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Творческая деятельность и ее виды 6
3. Развитие детей с ОВЗ при помощи творческой деятельности 12
3.1. Изобразительная деятельность 14
3.2. Музыкальное творчество 16
3.3. Трудовое обучение 21
3.4. Литературная деятельность 24
3.5. Программирование 25
Список литературы 30
Список литературы
1. Головина, Т.Н. Изо бразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т.Н. Головина. – М., 1974. – 276 с.
2. Шадрина
3. Музафарова, Е.А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ. [Текст] / Е.А. Музафарова // Музафарова Е.А. Образование и воспитание – 2016. – №5. – 89-91с.
4. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева, Д.И. Фельдштейн – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 224 с.
5. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. – 368 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
7. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 224 с.
8. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности. Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н. В. Маркиной,О. В. Верещинской [Текст] / С.В. Максимова. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – 348 с.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
10. Комарова, Т.С.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулинаи др. – М.: «Просвещение», 2001. – 251 с
11. Комарова, Т.С. О развитии спо собностей к изо бразительной деятельно сти [Текст] / Т.С. Комарова // Комарова Т.С. До школьное во спитание– 2000, №4, 49 – 54 с.
12. Гаврилушкина, О.П.Про грамма во спитания и обучения до школьников с интеллектуально й недо статочностью [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Беряева,А.П. Зо рин,Н.Д. Со колова– С.Пб.: «Со юз», 2003. – 397 с.
13. Белова, Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса [Текст] / Е.С. Белова – М., Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. – 415 с.
14. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дульнев. – М., 1969
15. Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10224/ (дата обращения: 28.01.2022).
16. Николичева Е.Н., Приобщение детей с ОВЗ к миру художественной литературы
17. Гейхман Л.К., Титова М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnikav-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
18. Каган Э.М. Возможности и перспективы применения технологий и средств визуального программирования при обучении школьников// Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-iperspektivy-primeneniya-tehnologiy-i-sredstv-vizualnogo-programmirovaniya-pri-obucheniishkolnikov
19. Обучение программированию как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Д.В. Мороз
20. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-psychology-and-pedagogy-of-child-efektivnosti сво-бодный\
21. Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями Кофанова
22. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Пиаже Ж.; М: Междунар. пед. акад., 1994. – 680с
23. Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки. Цибульская
24. Особенности занятий по изобразительной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Автор: Михайлина Ирина ЗагидуловнаОрганизация: ГКУ Центр «Преодоление» Населенный пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск Особенности занятий по изобразительной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/7882
25. Развития графических навыков у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения. Захарченко Ольга Васильевна
26. Использование ИКТ на уроках музыки при работе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата А.В. Торопова, Д.А. Семенова
27. Урок музыки по теме «Мы рисуем музыку» для обучающихся 6 класса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата. Яковлева Т.В.
28. Специфика организации и преподавания предмета
29. «Технология» обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Т. В. Гудкова
30. Организация специальной психологической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]: методическое пособие/ В.В. Васина. – Электронные сетевые данные(1 файл:). – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 118 с.
31. А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»; составление, предисловие и перевод на русский язык издательство «Прогресс». — М.: «Прогресс», 1977. — 368 с.
32. Формирование интереса к чтению у младших школьников с ДЦП» Автор: Ладина О.А.
33. Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДА Кульченко Екатерина Анатольевна
34. Останина https://zdod-assjziazia.ucoz.net/fail/sbornik4/statja_ostaninoi_l-p..pdf
Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, в том числе и педагогов – дефектологов, работающих в коррекционных школах для детей с НОДА. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Проблема формирования читательского интереса у детей с ДЦП определяется противоречием между значением чтения для овладения человеческой культурой, трудностями с овладением чтением у детей с ДЦП и необходимостью разработки содержания работы по формированию читательских компетентностей у детей с ОВЗ с учетом мыслительной деятельности, зрительного восприятия и речевого развития [32].
Как считает Ладина О.А., работа по формированию читательского интереса в коррекционной школе осуществляется на уроках чтения и развития речи, внеклассного чтения, а также в сотрудничестве с родителями учащихся. Тщательное изучение интересов каждого учащегося даёт возможность учителю выделить основной путь, по которому необходимо вести работу с ним. Школьники с ДЦП ориентированы в основном на прозаический жанр. Их привлекают русские народные и литературные сказки, небольшие рассказы и стихи о детях и животных с несложным идейным содержанием [32].