Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Эстетическое воспитание подростков – это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков[30].
Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 13
1.3 Методы и средства эстетического воспитания подростков в 19 организации дополнительного образования 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 3 ИМ. М.ПАХАЕВА С. СТАРЫЕ АТАГИ» 27
2.1 Анализ деятельности МБОУ «СОШ № 3 им. М.Пахаева с. Старые Атаги» по эстетическому воспитанию подростков 27
2.2 Первичная диагностика состояния эстетического воспитания 30 подростков 30
2.3. Программа по эстетическому воспитанию подростков 35
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Список использованной литературы
1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / М. Ю. Андрюков // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. ( г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 203-206.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. 528 с.
3. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие / В. Ф.Березина М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512с.
4. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды , П.П.Блонский М.: Юрайт, 2016. 321 с.
5. Боровиков Л. И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 113с.
6. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л. Н. Буйлова // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. С. 138-141.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выгоский. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
8. Гаврилюк В. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Обществознание в школе. 2006. №2. С.50-52.
9. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие/ М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2011. 456с.
10.Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 156-159.
11. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. 2005. №3. С. 11 – 14.
12. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2011. № 2. С. 6 - 11.
13. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.:
Просвещение, 2006. 191с.
14. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
15. Дмитриева М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования) . Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. Б. Дмитриева. Екатеринбург, 2013. 45 с.
16. Драгунова Т. В. Подростковый возраст / Т. В. Драгунова. // Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 2010. С. 32 – 39.
17. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования
Е.Б.Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. 352с.
18. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. № 9. С. 6 – 9.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2014. 564с.
20. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения Я. А. Коменский. М.: Просвещение, 1982. 284с.
21. Лебедев Ю.Д. Дополнительное образование: учеб.пособие Ю.Д.Лебедев.
3 - е изд., испр. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 204 с.
22.Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. 110 с.
23. Лихачев Б. Т. Система эстетического воспитания школьников, Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 2010. 321 с.
24. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. 776 с.
25. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М.: Просвещение, 1996. 385 с.
26. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 2010. 187 с.
27. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2010. 256с.
28. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие / Э. И. Медведь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 48 с.
29. Мурманцева Т. К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Автореферат дисс. канд. пед. наук Т. К. Мурманцева. Саратов, 1998. 38 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество :учеб.для студ. вузов / В.С. Мухина. 9-е изд., стереотип. М.:
Издательский центр «Академия», 2014. 456с.
31. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981.
324 с.
32. Образовательная программа МБОУ «СОШ № 3 им. М.Пахаева с. Старые Атаги»на 2016 - 2019 учебные годы. Алапаевск, 2016. 25 с.
33.Ольхова О. К. Воспитание эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей. Автореферат дисс. канд. пед. наук / О. К. Ольхова. Оренбург, 2010. 42 с.
34. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб.пособие / под ред. В.И. Андреева,
А.И.Щетинской. 2 е изд., доп. и перераб. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 328 с.
35. Плужникова Ю. А. И. А. Гончаров и русская эстетическая мысль первой половины XIX века / Ю. А. Плужникова // Вестник Ульяновского государственного технического университета . 2011. №3. С. 18 – 21.
Результаты проведенного анализа деятельности МБОУ «СОШ № 3 им. М.Пахаева с. Старые Атаги» по эстетическому воспитанию подростков и результаты первичной диагностики состояния эстетического воспитания подростков явились основанием разработки новой программы по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования.
Так, результаты проведенной первичной диагностики свидетельствуют о целесообразности усиления работы по эстетическому воспитанию подростков в условиях «Дом детского творчества», так как низкий уровень эмоциональной отзывчивости на эстетическое и сферу искусства выявлен у 16% подростков, низкий уровень знаний по эстетике и слабое стремление к их получению выявлен у 25% подростков, наконец, низкий уровень созидательно- творческого отношения к эстетическому, к сфере искусства выявлен у 15% подростков.