Неценовая конкуренция и конкурентоспособность организации
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Конкуренция изначально была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Она обуславливается суверенным правом каждого из субъектов данных взаимоотношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных производителями целей за счет ущемления интересов других.
В экономической литературе понятие «конкуренция» является достаточно многозначным, но так или иначе подразумевает соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара (услуги) или средств его продвижения на рынке.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности организации………...5
1.1. Конкурентоспособность предприятий на современном этапе…………………..5
1.2. Ценовая и неценовая конкуренция………………………………………………..9
Глава 2. Анализ методов неценовой конкуренции и их влияние на конкурентоспособность организации……………………………………………..14
2.1. Показатели, характеризующие неценовую конкуренцию и её эффективность.14
2.2. Методы неценовой конкуренции………………………………………………...18
2.3. Особенности неценовой конкуренции в РФ……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия/ Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. – 2020. - №8 – С. 16-19.
2. Афонина И.А. О роли стратегического планирования в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Афонина// Микроэкономика. – 2020. - №7 - С. 34-40.
3. Березин И. Маркетинг сегодня. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 387 с.
4. Гапоненко А.П. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций / А. П. Гапоненко, М. К. Савельева // Проблемы теории и практики управления. – 2021. - №3 - С. 20-26.
5. Говорова Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 4. - С. 25-31.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: «Финпресс», 2020. – 452 с.
7. Жигун Л. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции. Маркетинг. – М.: ЭКМОС, 2018. – 290 с.
8. Ильина В.Н. Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. – М.: «Триада ЛТД», 2020. – 351 с.
9. Коротич М. В. Оценка экономической конкурентоспособности малого города // ЭКО. – 2020. - №6 - С. 25-31.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Прогресс», 2020. – 276 с.
11. Литл Ф.Д. Основы маркетинга. Чего же хотят ваши потребители? Надежный способ выяснить. - Ростов-На-Дону, 2021. – 400 с.
12. Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. издания / С.Л. Брю, К.Р. Макконнел. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 572 с.
13. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И. С. Метелев // Проблемы современной экономики. – 2020. - №4 – С. 10-14.
14. Морозов В. А. Формирование конкурентных преимуществ в отрасли / В. А. Морозов // Маркетинг. – 2020. - №4 - С. 90 - 99
15. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг. – М.: Эксмо, 2021. – 289 с.
16. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2019. - 230 с.
Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество» — это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.
Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности :
- внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.
Второй вид дифференциации применится когда:
- организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;
- организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;
- организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;
- внедрение новых форм продажного и послепродажного сервиса, чтобы привлечь новые категории потребителей, побудить к более частому использованию товаров и разовой покупке большего количества товаров.