Игра как средство развитие речи младших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В данной работе рассматривается проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как этот вид деятельности является основным в дошкольном возрасте.
Одним из условий развития языка в более широком смысле является культурно-языковая среда. Языковая культура детей неотделима от языковой культуры воспитателя и всех его окружающих. Язык следует развивать не столько с помощью приемов и методических указаний, сколько с помощью примера и модели. Одним из основных методов развития языка является обучение определенному кругу языковых навыков и умений. Развитие речи также происходит на занятиях по другим разделам программы детского сада. Художественная литература, например, является основным источником и средством развития всех аспектов детского языка и представляет собой уникальный образовательный инструмент.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие речи в педагогике, психологии, методике. 8
1.2. Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста. 18
1.3. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников. 26
1.4. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности. 33
1.5. Краткие выводы по главе 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Характеристика детских коллективов. Констатирующий этап исследования. 39
2.2. Использование игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста 46
2.3. Заключительный этап исследования. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
2. А.Г. Гогоберидце Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с
3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение /О.А. Белобрыкина. – Ярославль, 2009. - 450с.
4. Богатырева, А.С. Понимание слов детьми трех – пяти лет / А.С. Богатырева //Дошкольное воспитание. – 2010. № 5. –С. 21-30.
5. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд./ А.К. Бондаренко дораб. - М.: Просвещение, 2009.- 160с.
7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2011.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение 2011. – 160с.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение 2011. – 160с.
10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /Бородич А.М. -М.:Просвещение, 2010. – 256с.
11. Брынзарей Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. — Мозырь: Белый Ветер, 2014 – 111 с.
12. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. –М.: ПЕРСЭ, 2009. - 144с.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128с.
14. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии/ Л.С. Выгодский– М., 2008- № 6.
15. Галипузова, Л. , Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка/ Л. Галипузова, Е.О. Смирнова. –М., 2009. - 290с.
16. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. - М.: МГУ – 2008.
17. Глухов В., Ковшиков В., Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / В. Глухов, В. Ковшиков. М.: АСТ – 2007. – 318 с.
18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб – 2008.
19. Жарова, М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста. / Материалы международной научно-практической конференции Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании. 1–2 апреля 2012 года. Пенза – Витебск – Москва. 2012.
20. Загвязнский, В. И., Педагогический словарь / Загвязнский В. И., Закирова А.Ф., Строкова Т. А. и др. М. – 2008г.
21. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебнометодическое пособие / И.О. Карелина – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с.
22. Козлова, С.Н., Куликова, С.Н. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов ср. пед. Учеб. Заведений./С.Н.Козлова,С.Н.Куликова. М.: Академия, 2011. - 432с
23. Компанец, Н.М. Дидактические игры в системе игрового интегрированного обучения / Н. М. Компанец. – К.: ВОЗМОЖНОСТЬ – 2009. – 80 с.
24. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 248 с.
25. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.Л. Психология и педагогика. — М., 2009. С. 136.
26. Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. /Л.Д.Попова/ Научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ» - 2015. - №5. С.30-32
27. Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. /Л.Д.Попова/ Научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ» - 2015. - №5. С.30-32
28. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – 2013.
29. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2008. – 96 с
30. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. –М., Просвещение, 2014. -311с.
31. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) : учеб.-метод. пособие / В. В. Стерликова .— Орск: ОГТИ, 2009 .— 132 с
32. Тележникова, Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / Т. Тележникова. – М.: ООО ПКФ «БАО», 2008. – 272 с.
33. Тихомиров, С. Н. Педагогическая антропология. Словарь./ С.Н. Тихомиров. –М.:Каф. Педагогики МУ МВД России, - 2006г., - 77с.
34. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. –М., 2016. -230с.
35. Ушакова О.С., Струнина, Е.М. /Развитие речи детей 3-4 лет / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –М.:Вентана-Граф, 2006. - 260с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под редакцией О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера – 2014. – 192с.
37. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Ушакова. –М.: Сфера, 2009. - 130с.
38. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 288 с.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 с изменениями 2020 №273-Ф3 // Российская газета. — 2012. — 31 декабря
40. Фролова, А.Н. Роль игр – занятий в формировании самостоятельных игр детей./ А.Н. Фролова. // Дошкольное воспитание. – 20184. - №4. –С. 20-24
41. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.- 64с
42. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин // Вопросы психологии. – 2011. - № 4. – С. 6-20.
43. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., Владос – 2009. – 650с.
44. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. Ред. В. И. Яшиной.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. 32.
45. http//ds23.centerstart.ru/sites/ds23.centerstart.ru/files/gadisova_opyt.d ocx Статья: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».
46. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/15/sushchnostdidakticheskikh-igr. Методическая разработка: Сущность дидактических игр.
47. http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=7441. Научная электронная библиотека.
48. http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_obshim_osnovam_pedagogiki/p56 .php. Онлайн – библиотека «RAZLIB.RU»
Для реализации поставленных задач нами был разработан комплекс дидактичечских игр по развитию речи младших дошкольников. В период проводимой нами работы усвоение материала детьми шло с разной скоростью. Так же во время проведения работы были учтины индивидуальные особенности детей. Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребенка происходит естественно и очень эффективно. На начальном этапе формирующего эксперимента возникали трудности в процессе игровой деятельности, некоторые дети затруднялись в выполнени иигровых действий. Но в целом, игры вызвали у детей заинтересованность. По ходу увсвоения новых знаний и умений дети стали быстрее включаться в процесс, наибольее понравившееся дидактическая игра– “Волшебный мешочек”