Метод проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе
Введение
Тема данной работы является актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет реализовать эти идеи, а самое важное, организовать сотрудничество учителя и ученика. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается и если этот возраст не рассматривается для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности значительной части школьников, то не удастся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Проблема исследования заключается в противоречии необходимости использования методов проектной деятельности и недостаточностью их использования на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить необходимость использования методов организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проектной деятельности ……………....6
1.1. О сущности ключевых понятий……………………………………………..7
1.2. Анализ программы и учебников...................................................................16
1.3. Из опыта работы учителей и методистов ………………………………...18
Выводы по первой главе ......................................................................................22
ГЛАВА 2.Опытно-экспериментальный этап ................................................24
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы …….............................24
2.2. Результаты экспериментальной работы.......................................................27
2.3. Разработка методических рекомендаций для родителей………………...33
Выводы по второй главе ......................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................... 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для учителей начальных классов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тест Гилфорда (модифицированный), тест творческого мышления Торренса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л. Н. Азврова // Журнал начальная школа. – 2017. № 4. – С.80-81.
2. Айкина Л.П. Мир науки, культуры, образования. №5 (30) 2011. Л.П. Айкина. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников.
3. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008.
4. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева и др. М.: Просвещение, 2010. 120 с.
5. Аллехвердов, В. М. Психология [Текст] / В. М. Аллехвердов. – М.: Проспект, 2010. – 495 с.
6. Ветлугина Н. Художественное творчество в детском саду. – М. 1974.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
8. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М.С. Гафитулин //Педагогическая техника. – 2005. - №3. – с. 21-26.
9. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
10. Зеленина, Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] / Е.Б. Зеленина // Народное образование. – 2010. - № 8. – С. 201-206.
11. Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: методическое пособие / Н.В. Иванова, Г.Н. Марунина. – М.:АРКТИК, 2013. – 128 с.
12. КлимановаЛ.Ф., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]-2изд. – М.: Просвещение, 2012.
13. КлимановаЛ.Ф., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]-2изд. – М.: Просвещение, 2012.
14. КлимановаЛ.Ф., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. На электронном носителе. В 2-х ч. [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]-2изд. – М.: Просвещение, 2013.
15. КлимановаЛ.Ф., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. На электронном носителе. В 2-х ч. [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]-3изд. – М.: Просвещение, 2015.
16. Неменский, Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека [Текст] // Вопросы психологии. – 2016, № 3. -16с.
17. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества [Текст] / О.И. Никифорова – М.: издательство Московского университета, 2002, – 192 с.
18. Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.
19. Панова Е.Е. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.
20. Пилюгина Н.А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения // Начальная школа. 2014. №1.
21. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев – М.: Наука,2009. -304 с.
22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
23. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
24. Слонь О.В. Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе // Педагогические науки. 2013. №4(8).
25. Терлецкая Н.В. Журнал «Начальная школа». Н.В. Терлецкая, учитель, школа №27, г. Саранск, Республика Мордовия. «Исследовательская деятельность учеников глазами учителя». 9.06.2014г
26. Торренс Е.П. Диагностика креативности [Текст]: теория и тесты / Е.П. Торренс - СПб.: Речь, 2008 – 236 с.
27. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа.– 2008. -№ 9.
Интернет ресурсы:
28. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. https://pedsovet.org/article/kak-organizovat-proektnuu-deatelnost-v-nacalnoj-skole
29. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе https://multiurok.ru/files/metod-proektov-na-uroka-literaturnogo-chteniia-v-n.html
30. Модифицированный тест Гилфорда.
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/01/31/modifitsirovannyy-test-gilforda
31. Пять навыков школьника для достижения успеха. https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pyat-navykov-shkolnika-dlya-dostizheniya-uspekha
32. Тест Торренса: оцениваем творческое мышление школьников. https://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html
33. Формирование общеучебных навыков у учащихся начальных классов через проектную деятельность. Обобщение опыта работы. https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-formirovanie-obscheuchebnih-navikov-u-uchaschihsya-nachalnih-klassov-cherez-proektnuyu-deyatelnost-2174501.html
34. Что такое метод проектов? https://sites.google.com/site/multinfteh/metod-proektov/opredelenie-ponatia-metoda-proektov
Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая.
При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число категорий рисунков, число изображенных предметов: например, изображения шести различных лиц относятся к одной категории, изображения нескольких разных букв также относятся к одной категории. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка, учитывается оригинальность и редкость изображения. Также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция и т.д.
К сожалению, многие дети не справились с заданием. Кому-то не хватило времени, так использовали цветные карандаши, а кому-то просто не хватило воображения. Но есть дети, которые изобразили целые сюжеты в каждом квадратике.