Особенности построения предложений детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу, в которой исследуются особенности построения предложений детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.03.2024
Объем файла
138 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми.
В настоящее время одним из самых встречающихся и распространенных речевых нарушений у детей является общее недоразвитие речи Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х годах XX века была впервые теоретически рассмотрена эта проблема.
Проблема преодоления общего недоразвития речи (ОНР), а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики. Одной из наиболее важных в логопедии является проблема формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
Сам процесс усвоения ребенком грамматического строя очень сложный, он связан в первую очередь с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития детей - мыслительных процессов, восприятия, памяти, воображения. речь недоразвитие дошкольник грамматический

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................................6

1.1 Закономерности развития грамматического строя речи в онтогенезе и формирование синтаксического строя речи 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21

1.3 Особенности построения предложений детьми с общим речевым недоразвитием 28

ГЛАВА 2  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 33

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 33

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34

ГЛАВА 3  ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УМЕНИЙ СТРОИТЬ ПРОСТЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 42

3.1 Содержание и методы логопедической работы в формирующем эксперименте 42

3.2 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемкова, К.В. Сравнительная характеристика употребления словосочетаний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 2. С. 52-59.

2. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Астапов В.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88171.html.— ЭБС «IPRbooks».

3. Глухов, В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75801.html.— ЭБС «IPRbooks».

4. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 160-163.

5. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи //Среднее профессиональное образование. 2014. № 4. С. 38-41.

6. Демина, М.И. Особенности построения рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи //Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 83-87.

7. Дроздова, Н.В., Ладейко, В.Д. Изучение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2021. № 2. С. 56-65.

8. Егорова Н.Л., Марченкова О.О. Изучение и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленного дизартрией //Вестник Курганского государственного университета. 2020. № 1 (55). С. 85-91.

9. Жулина, Е.В., Лебедева, И.В., Воронцова, К.С. Синтаксические нарушения у детей с общим недоразвитием речи //Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 141-144.

10. Игнатьева, С.А., Горбачева, Я.Д. Диагностика актуального уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2022. Т. 2. С. 67-71.

11. Кажуманян, И.В., Фуреева, Е.П. Формирование навыка описательного рассказа у детей с общим недоразвитием речи //The Scientific Heritage. 2019. № 34-3 (34). С. 23-25.

12. Коржова, Г.М. Основы логопедии с историей логопедии (в помощь и организации самостоятельной работы студентов) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коржова Г.М., Оразаева Г.С.— Электрон. текстовые данные.— Алматы: Нур-Принт, 2014.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69160.html.— ЭБС «IPRbooks».

13. Короткова, Е.М. Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в режимных моментах //Сборник тезисов XIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сборник тезисов. Москва, 2016. С. 70-72.

14. Кривоносова, А.В. Современные научные представления о нарушении грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи //Международный студенческий научный вестник. 2020. № 3. С. 79.

15. Крысов, А.В. Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ //Сборник материалов участников областной научно-практической конференции / 2017.

16. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.html.— ЭБС «IPRbooks».

17. Логопедия. Нарушение темпа речи, заикание [Электронный ресурс]: практикум/ — Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83203.html.— ЭБС «IPRbooks».

18. Мамедова, С.М. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Colloquium-Journal. 2019. № 14-4 (38). С. 170-173.

19. Подун, Ю.В. Особенности формирования и коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи //Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 146-151.

20. Пругло, А.К. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах. Донецк, 2021. С. 143-147.

21. Пяшкур, Ю.С., Вебер, А.А. Логопедическая технология по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня //Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. № T11. С. 51-55.

22. Селиванова, О.Г. Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //В сборнике: Исследователь года 2021. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 40-49.

23. Смирнова, И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2019.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/98031.html.— ЭБС «IPRbooks».

24. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85902.html.— ЭБС «IPRbooks».

25. Судакова, В.Е. Методика формирования речи-рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием //Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 165-168.

26. Татаренкова, П.А. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР //Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 11-2 (23). С. 194-196.

27. Торрес-Лабрада, Г.О., Фуреева, Е.П. Формирование навыка построения различных видов предложений у детей с общим недоразвитием речи //The Scientific Heritage. 2019. № 34-3 (34). С. 40-43.

28. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. № T2. С. 91-95.

29. Эм, Е.А. Дошкольная логопедия [Электронный ресурс]: учебное пособие (курс лекций)/ Эм Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/99418.html.— ЭБС «IPRbooks».

30. Эм, Е.пА. Дошкольная логопедия [Электронный ресурс]: учебное пособие (практикум)/ Эм Е.А., Демиденко О.П.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/99419.html.— ЭБС «IPRbooks».

На раннем этапе онтогенеза речи развитие предметной и речевой деятельности идет параллельно с развитием операций программирования. Выделяется и предпрограммный этап, на котором умение строить программу речевых действии еще не сформировалось, но осуществляется предицирование, имеется определенное отношение высказывания к действительности.
Анализ с указанных теоретических позиций исследований грамматического строя речи у детей с ОНР показывает, что у них нарушена как глубинно-семантическая, так и поверхностная структура предложения.
Исследование имитации предложений показало, что воспроизведение предложений первоклассниками с ОНР имеет как общие, так и специфические характерные черты. Большинство учеников правильно повторяли простые предложения: они сохраняли их структуру, точно воспроизводили логико-грамматические отношения. Значительно большую трудность вызвало у этих детей воспроизведение простых распространенных предложений, включающих инверсии, дистантные конструкции: Лодка с красными полосками медленно плывет около берега. При воспроизведении, особенно письменном, дистантные конструкции часто заменялись контактными, что приводило к преобразованию сложноподчиненного предложения в простое: вместо Гора, на которой стоял дом, была высока. - На высокой горе стоял дом. Нарушение семантической структуры предложения у детей с ОНР проявляются в пропуске семантически значимых компонентов высказывания (объекта, предиката), а иногда в избыточной конструкции. У детей с ОНР имеет место частые пропуски предиката, что свидетельствует о несформированности предикативности речи. Наблюдается незаконченность предложений, их структурная неоформленность. Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простых трехчленных конструкций (простые распространенные предложения с дополнением и обстоятельством места). При этом прямое дополнение употребляется чаще, чем косвенное; обстоятельство места используется чаще, чем другие виды обстоятельств.