Развитие речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ...................................................................5
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 5
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 25
2.1 Цель, задачи, описание эксперимента 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 26
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 35
3.1 Организация работы по развитию речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
3.2 Оценка эффективности работы по развитию речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 2018.
2. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Астапов В.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88171.html.— ЭБС «IPRbooks».
3. Балобанова, В. П., Юртайкин, В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2019.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2012.
6. Глухов, В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75801.html.— ЭБС «IPRbooks».
7. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2016. - № 4. – С. 57-60.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – С. 57-58
9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 2006.
10. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1990.
11. Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение,2008.
12. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстовой. -Москва, 2017.
13. Коржова, Г.М. Основы логопедии с историей логопедии (в помощь и организации самостоятельной работы студентов) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коржова Г.М., Оразаева Г.С.— Электрон. текстовые данные.— Алматы: Нур-Принт, 2014.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69160.html.— ЭБС «IPRbooks».
14. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – С. 22-26
15. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.html.— ЭБС «IPRbooks».
16. Лебедева, Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68
17. Логопедия. Нарушение темпа речи, заикание [Электронный ресурс]: практикум/ — Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83203.html.— ЭБС «IPRbooks».
18. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018.
19. Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел.: Изд-во ОГУ, 2012.
20. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2015.
21. Смирнова, И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2019.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/98031.html.— ЭБС «IPRbooks».
22. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85902.html.— ЭБС «IPRbooks».
23. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 2017.
24. Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2012.
25. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018.
26. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2014.
27. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2018.
28. Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. А. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 2019.
29. Эм, Е.А. Дошкольная логопедия [Электронный ресурс]: учебное пособие (курс лекций)/ Эм Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/99418.html.— ЭБС «IPRbooks».
30. Эм, Е.пА. Дошкольная логопедия [Электронный ресурс]: учебное пособие (практикум)/ Эм Е.А., Демиденко О.П.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/99419.html.— ЭБС «IPRbooks».
31. Яшина, В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2019.
Дети, показавшие низкий уровень развития речевой детяльности (80%), смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. Излагаемая информация была хаотична, языковые средства использовались неправильно. Дети были не в состоянии описать предмет самостоятельно. Например: Ю.К. не смогла назвать не одной картинки из серии «Транспорт», затруднялась в назывании обобщающих слов, частей одежды, автомобиля. Не смогла ответить на вопросы: «Что делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Т.Н. не знает ни одной профессии. Знает очень мало обобщающих понятий. Д.М. затруднялся в назывании картинок из серии «Фрукты», не назвал ни одного обобщающего понятия. М.Б. не назвал ни одной картинки из серии «Одежда», затруднялся в назывании картинок из серии «Овощи», «Транспорт». Знает мало обобщающих понятий. Не назвал существительные обозначающие части одежды, автомобиля. Не смог ответить на вопросы: «Кто как передвигается? Кто как кричит?» не назвал не одного прилагательного обозначающего цвет. Л.Н. не смогла назвать ни одной картинки из серии «Обувь», «Мебель», «Транспорт», «Фрукты». Не назвала существительные обозначающие части тела, одежды, автомобиля. Затруднялась в назывании профессий. С.Ж. не смогла назвать картинки из серии «Посуда», «Овощи», «Транспорт». Затруднялась в назывании существительных обозначающих части автомобиля. Не смогла ответить на вопросы «Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Н.Ф. не назвал картинки из серии «Посуда», «Птицы», затруднялся в назывании картинок из серии «Одежда», «Мебель». Не знает ни одного обобщающего понятия. Затруднялся в назывании существительных обозначающих части одежды. Не смог ответить на вопрос «Кто как кричит?». Не назвал прилагательные обозначающие форму предмета. А.М. не смогла назвать картинки из серии «Одежда», «Овощи», «Транспорт». Не знает ни одного названия профессии.
Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня есть отставание от нормы по развитию речевой деятельности и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению.