Особенности сопровождения адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной действительности дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а воспитатели и группа сверстников представляют собой микроформу общества, где ребенок раннего дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с окружающими его людьми. Поэтому, важное значение имеет именно в раннем дошкольном возрасте выявление адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование патологических проявлений, а, также способствовать его дальнейшей адаптации на последующих ступенях психологического и социального развития как личности [37].
Актуальность адаптации детей к условиям дошкольного учреждения усиливается, прежде всего, с введением новых требований дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте до
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических особенностей адаптации детей к условиям дошкольного учреждения……….8
§ 1.1 Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения как психолого-педагогическая проблема……………………………………………8
§ 1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации……………………………………14
§ 1.3 Организация работы педагогов по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения…...19
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование адаптации детей к условиям дошкольного учреждения……………………………………………28
§ 2.1 Организация и этапы исследования……………………………….28
§2.2. Методы и методики исследования уровня адаптации дошкольников……………………………………………………………………29
§2.3 Анализ результатов исследования уровня адаптации дошкольников…………………………………………………………..………..33
§2.4 Коррекционная программа «психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»……………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айзенк, Г. Природа адаптации : монография / Г. Айзенк [перевод с англ. Я.М. Элькина]. – М. : Издательство ФОРЦ, 1997. – 307 с. – ISBN 978-5-906594-09-9. – Текст : непосредственный.
Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста : монография / Н. М. Аксарина. – М. : Медицина, 2015. – 304 с. – ISBN 978-5-104091-12-2. – Текст : непосредственный.
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : уч. пособие в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. – М. : Мир, 2014. – 332 с. – ISBN 978-5-887121-02-1. – Текст : непосредственный.
Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2016. – 236 с. – ISBN 978-5-678213-13-2. – Текст : непосредственный.
Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании : уч. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. – М. : ИКЦ «МарТ», 2013. – 336 с. – ISBN 978-5-671012-01-1. – Текст : непосредственный.
Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Казань : Здоровье, 2015. – 171 с. – ISBN 978-5-876129-09-11. – Текст : непосредственный.
Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка / Р. . Буре. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 80 с. – ISBN 978-5-091230-02-9. – Текст : непосредственный.
Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 2007. – 104 с. – ISBN 978-5-133891-11-2. – Текст : непосредственный.
Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Педобщество, 2017. – 240 с. – ISBN 978-5-667100-02-1. – Текст : непосредственный.
Гомезо, М. В. Атлас по дошкольной педагогике : информационно-методическое пособие по курсу «Педагогика» / М. В. Гомезо, И. А. Домашненко. – М. : Российское педагогическое агентство «Мир», 2015. – 529 с. – ISBN 978-5-411149-09-9. – Текст : непосредственный.
Григорьева, Г. Г. Педагогика раннего возраста : учебное пособие / Г. Г. Григорьева, Н. П
Третьим этапом является постадаптационный этап. На данном этапе у ребенка наступает фаза компенсации, преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации. Третий этап начинается, для большинства детей, в октябре и длится до конца года.
Основной задачей постадаптационного периода является закрепление навыков детей, приобретенных в процессе адаптации и недопущения дезадаптации. На третьем этапе осуществляются следующие мероприятия:
- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада и оценка уровня адаптированности детей к ДОУ (осуществляется воспитателем по восьми параметрам: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками,