Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов коррекционно – педагогического воздействия.
Все чаще в настоящее время приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Понятие «ранний детский аутизм» (РДА) в настоящее время рассматривается как разновидность тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Ранний детский аутизм проявляется в «уходе в себя», в свой внутренний мир, характер содержания и наполненность его зависят от возраста ребенка, уровня интеллектуального развития, и конечно от особенностей заболевания. Для раннего детского аутизма характерно на
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Научно – теоретические и методические основы коррекционно−педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условия дошкольного образовательного учреждения 8
1.1 Понятие «ранний детский аутизм» 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ранним детским аутизмом 15
1.3 Организационно-методические аспекты коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 28
2 Организационно – методические аспекты коррекционно−педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 36
2.2 Система коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 52
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложение 1 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе.
[Текст] / Под. Ред. С.А.Морозова. - М.: СигналЪ, 2003. – 124с.
Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р.
Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2012. – 288 с.
Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Текст] /Ф.
Аппе – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология, 2005, №3, – С. 27 – 30.
Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.
Башина, В.М. Аутизм в детстве. [Текст] / В.М. Башина – М.:
Медицина, 1999. – 240 с.
Башина, В. М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом [Текст] / В. М. Башина. – М.: Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2000.
Бобров, А. Е. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных [Текст] / А. Е. Бобров, В. М. Сомова // Доктор.ру. – 2011. - № 4 (63). - С. 47-51
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. [Текст] / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1966. –349с.
Брин, И. Л. Клинико-неврологические особенности атипичного аутизма и подходы к терапии в детском возрасте [Текст] / И. Л. Брин. – М.:
Владос, 2002.
Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I /М.Ю.
Веденина// Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 31 – 40.
Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие:
кн. для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. – М.: Владос, 2005. – 144 с.
Гусева, И.Е. Анализ истории развития аутичного ребен
В мышлении визульное преобладает над вербально – логическим. Мыслительные процессы замедлены, т.к. уходит много времени на формирование зрительного образа того, что слышат, на создание «видеокартыны». Аутисты думают образами и картинками, а не словами и суждениями. И это не зависит от того, высок или низок их интеллектуальный уровень. Поэтому отмечаются огромные трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач [12].
Особенности развития внимания. Исследователи (Е.Р. Баенская, В.В. Лебедински, О.С. Никольская и др.) отмечают, что недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов ок