Развитие у второклассников умений формулировать вопросы к художественным произведениям на основе таксономии Блума
Введение
Умение задавать вопросы – это один из видов коммуникативных УУД, к которым также можно отнести такие действия, как умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Кроме того, умение задавать вопросы способствует развитию логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, что является целью обучения в школе в условиях федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) [1].
С помощью вопросов мы прокладываем мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность — это характерная черта современного, стремительно меняющего
Содержание
Введение2
Глава 1 Теоретическое обоснование развития у второклассников умений формулировать вопросы к художественным произведениям на основе таксономии Блума6
1.1Характеристика содержания умения задавать вопросы, развития умения в начальной школе6
1.2 Возможности использования таксономии Блума в развитии у второклассников умения задавать вопросы к художественным произведениям29
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у второклассников умения задавать вопрос к художественным произведениям на основе таксономии Блума44
2.1Выявление первоначального уровня сформированности у второклассников умения задавать вопросы к художественным произведениям44
2.2 Педагогические условия развития у второклассников умения задавать вопросы к художественным произведениям54
2.3 Выявление динамики уровня развития у третьеклассников умения задавать вопросы к прочитанному произведению85
Заключение90
Библиографический список92
Приложение А Вопросник-памятка для работы с художественными произведениями.97
Приложение Б Рекомендации по использованию таксономии Блума при работе с художественными произведениями99
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Ананьев, Б.Г. Вопросы обучения и воспитания. / Б.Г.Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1959. – 65 с.
Архангельский, Н.П. О проверке и оценке знаний учащихся начальной и средней школы. / Н.П.Архенгельский – И.: Ташкент, Учпедгиз, 1938. - 29 с.
Белицкая, С.П. Отражение самостоятельности мышления учащихся в их вопросах и заметках при чтении литературных произведений. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. Под ред. П.Н. Груздева, Ш.И. Ганелина. /С.П.Белицкая - М.: АПН РСФСР, 1949. с.343 -355.
Белова, Е.С. Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач. /Е.С.Белова - М.,1990. - 189 с.
Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение./ А.В.Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 86 с.
Васюта, И.Н., Махотина А.С. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы./ И.Н.Васюта, А.С.Махотина. – М.:Знание, 1990. – 90 с.
Веккер, Л.М., Психика и реальность. Единая теория психических процессов./ Л.М.Веккер. – Москва, 1998. – 216 с.
Воюшина, М.П. Формирование читательских умений в процессе анализа художественного произведения./ М.П. Воюшина - Начальная школа. 2004. № 3. С. 39– 43
Выготский, Л.С. Изобразительная психология: исследование./ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 479 с.
Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методол. Очерки о методике. /Г.А.Гуковский - Тула: Автограф, 2000. 224 с.
Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской./ — М.: Совершенство, 1997. - 196 с.
Ерошина, Ю.Г. Модель методического обеспечения полноценного восприятия художественной литературы младшими школьниками. Educatio. 2015. № 7(14). С. 20. [Электронный ресурс]URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296279 (дата обращения: 01.02.2021)
Журавлёв, Б.В. Вопросы учащихся и их стимулирующее значение. Во
«Живая азбука» (1 класс, часть1, стр.11): «Оживи буквы В, Ж, Х, М; «Будем знакомы» (2 класс, часть 2, стр. 158): Расскажи, как ребята разыграли сцену знакомства. Разыграй эту сценку со своими друзьями; «Он живой и светится» (3 класс, часть 2, стр.108): Расскажи, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка; «Как я ловил человечков» (4 класс, часть 2, стр.46): Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряженным? Почему?
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева предлагают программу «Школа 2100». Авторы программы отразили основные направление работы, включая разделы «Техника чтения», «Формирование приемов понимания прочитанного»
Содержание программы по разделу «Формирование приемов понимания прочитанного» составлено так, что с 1 класса формируется умение разъяснять заглавие текста, внимание к оттенкам лексического значения слов, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Со 2 класса уч