Психологические особенности сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать её природу, иметь представления о специфике её развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.
В конце тридцатых годов А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя в неё понятие
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников
Понятие «сюжетно-ролевая игра» и её роль в психологическом развитии дошкольника……………………………………………………………7
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………21
Выводы по главе I………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
2.1. Количественно-качественная интерпретация данных экспериментального изучения особенностей сюжетно- ролевой игры детей дошкольного возраста…………………………………………………………...27
2.2. Рекомендации для педагогов по организации игровой деятельности в условиях ДОУ……………………………………………………………………37
Вывод по главе II………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………..…43
Список использованных источников
1. Васильева О.К. Технология педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры дошкольников / О.К. Васильева // Педагогическая наука в условиях создания национальной инновационной системы. Брест: Брестский гос. ун-т. 2008. С. 27-30.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1999. 224 с.
3. Гладкова Ю.А. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Ребенок в детском саду. 2009. N4. С. 8-13.
4. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2011.
5. Калинченко А.В. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей / А.В. Калинченко // Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калинченко. – Москва: Айрис-пресс. 2004. С. 29-32.
6. Каспарова О. Профессиональные игры: сюжетно-ролевые игры / О. Каспарова // Обруч. 2005. N1. С. 28-29.
7. Кирдяева Н.В. Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н.В. Кирдяева // Начальная школа. 2008. N11. С. 28-32.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2000. 416 с.
9. Лесун Л.И. Социально-педагогическая помощь дошкольнику в адаптации к школе / Л.И. Лесун, А.А. Чепелянская // Сацыяльна-педагагiчная работа. 2012. N7. С. 23-26.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., Просвещение, 2009.
11. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
12. Надеева Е. Скоро в школу: готовность к школьному обучению / Е. Надеева // Начальная школа – Первое сентября. 2011. N6. С. 14-19.
13. Никифорова Л.А. Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе / Л.А. Никифорова // Ребенок в детском саду. 2011. N3. С. 78-84.
14. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. – Москва: Этрол Лада, 2005. 192 с.
15. Психолого-педагогический аспект сюжетно-ролевой игры // Социализация дошкольника через игру. – Мозырь, Гомельская область: Белый ветер. 2004. С. 8-12.
Игра имеет важное значение в формирование умственных действий. В психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важнейшей проблемы мы обязаны прежде всего исследованиям П.Я. Гальперина и его сотрудников. П.Я. Гальпериным (Гальперин, 2006) в результате многочисленных экспериментальных исследований, носивших характер экспериментально-генетического формирования умственных действий и понятий, были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним п