Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Агропромышленный холдинг «Добронравов Агро»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях, важными звеньями развития экономики являются те отношения, которые складываются между хозяйствующими субъектами. Доминирующими движущими силами во многих из них являются отношения собственности, конкуренция, спрос и предложение, которые формируют рынок, рыночную среду и рыночные отношения.
Эволюция рыночных отношений неразрывно связана с усилением борьбы товаропроизводителей за ресурсы, позволяющие утвердиться на рынке, расширить масштабы своего производства, получить максимальную прибыль. Накал соперничества и уровень конкуренции перманентно возрастает, субъектам рынка приходится изыскивать различные варианты опережения своих конкурентов, находить способы повышения своей конкурентоспособности.
Рыночная среда предъявляет каждому участнику высокие требования, но не только этим она экзаменует хозяйствующих субъектов с их продукцией или услугами, а тем, что заставляет все время повышать качественные и количественн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 6
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспобности предприятия. 10
1.1 Подходы к определению и факторы конкурентоспособности предприятий………………………………………………………………. 10
1.2 Комплексная методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………. 19
1.3 Основные конкурентные стратегии………………………………… 22
1.4 Механизм управления конкурентоспособностью предприятия….. 27
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Агропромышленный холдинг «Добронравов Агро»…………………………………………… 40
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………….. 40
2.2 Качественная оценка конкурентоспособности предприятия……… 44
2.3 Количественная оценка конкурентоспособности предприятия…… 56
2.4 Графическая оценка конкурентоспособности предприятия………. 66
2.5 Матричная оценка конкурентоспособности предприятия………… 73
3 Разработка мероприятий по повышения конкурентоспособности ООО «Агропромышленный холдинг «Добронравов Агро» в условиях инновационной среды…………………………………………………… 82
3.1 Совершенствование методики оценки конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………… 82
3.2 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия в условиях инновационной среды………………………. 90
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий……………………………………………………………… 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аверина, Т. А. Инновационный менеджмент в структурных схемах : учебное пособие / Т. А. Аверина, С. А. Баркалов, Т. В. Насонова. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 167 c. — ISBN 978-5-89040-638-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72913.html (дата обращения: 01.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Бакаева, М. М. Оценка бизнеса : учебное пособие / М. М. Бакаева, М. Г. Успаева, М. Р. Хаджиев. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 242 c. — ISBN 978-5-4497-0119-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92121.html (дата обращения: 01.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Безуглая, Н. С. Инновационный менеджмент в схемах и таблицах : учебное наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / Н. С. Безуглая, В. А. Дианова. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 69 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78030.html (дата обращения: 01.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Береговая, И. Б. Управление конкурентоспособностью социально-экономических систем. Теория и методология : монография / И. Б. Береговая, О. М. Калиева. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 250 c. — ISBN 978-5-7410-1738-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71346.html (дата обращения: 01.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Буравцова, Н. В. Конкурентология: конкурентоспособность и самоактуализация личности : практикум / Н. В. Буравцова, Т. А. Филь. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики
В первой части работы рассмотрены теоретические аспекты оценки конкурентоспобности предприятия.
На основе рассмотренных определений конкурентоспособности предприятия предложено и обосновано выделение ряда подходов к его определению: четыре частных (маркетинговый, продуктовый, экономический и конкурентный) и комплексный подход.
Дана авторская трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия».
«Конкурентоспособность предприятия можно определить как преимущество по отношению к другим предприятиям на аналогичном рынке товаров и услуг, способность удовлетворять потребности потребителей, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров в средне и долгосрочной перспективе, при этом поддерживая высокие темпы экономического роста.
Рассмотрение имеющихся методов оценки конкурентоспособности предприятий и методик по оценке конкурентоспособности предприятий показало, что они имеют ряд ограничений для эффективного практического применения. Отмеченные ограничения затрудняют, а порой и вовсе не позволяют, оценить конкурентоспособность предприятия с использованием рассмотренных методов, а имеющиеся методики оценки конкурентоспособности предприятий носят конкретно-частный характер, базируясь на оценке конкурентоспособности услуг через наборы показателей и критериев, которые учитываются при оценке конкурентоспособности той или иной услуги/продукта, и полностью определяются спецификой данного вида услуг/продукта.