Обучения математике школьников 6–7 классов сельской школы с разными образовательными потребностями
Введение
В наше время важнейшей мировой проблемой стал рост числа детей с теми или иными проблемами развития, которые ухудшают поведение, препятствуют успешному обучению. По данным статистики в России в 2021 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с 2020 годом выросло на 9,4% . Отметим также, что тенденция по переводу таких детей в обычные (не коррекционные) классы является положительной.
Поэтому сегодня в условиях общеобразовательной школы возможно обучение детей с разными образовательными потребностями. На наш взгляд, «разные образовательные потребности» - выражение, которое можно применить в отношении людей, чья социальная, физическая и эмоциональная исключительность требует специального обращения или услуг, которые позволят им развить свой потенциал. В зарубежной педагогике под термином «исключительность» понимают значительное отклонение от нормы в когнитивном, социально-эмоциональном или физическом плане.
Оглавление
Введение4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ8
1.1 Характеристика состояния здоровья детей на современном этапе развития цивилизации8
1. 2 Понятия о нормальном и отклоняющемся развитии9
1.3 Дети с дисгармоничным развитием. Подходы к классификации детей с дисгармоничным развитием и трудностями в усвоении учебных программ14
1.4 Детская одаренность: особенность, структура, виды20
1.5 Развитие математической одаренности школьников26
1. 6 Диагностика математической одаренности29
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ31
2.1 Дифференцированное обучение на уроках математики31
2.2 Особенности дифференцированного подхода в обучении в малокомплектной сельской школе34
2.3 Общие вопросы методики обучения математике одаренных детей34
2.4 Частные вопросы обучения математике одаренных детей39
2.5 Общие вопросы методики обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в обучении46
2.5 Частные вопросы методики обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в обучении49
ГЛАВА 3 ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ МАЛОКОПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ51
3.1 Характеристика МКОУ Палецкой СОШ. Статистика51
3.2 Выбор методов обучения для работы в классе малокомплектной сельской школы53
3.3 Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока с учетом психофизиологических особенностей обучающихся на примере темы «Сложение отрицательных чисел»60
3.4 Применение дифференцированного подхода в совместной деятельности обучающихся с разными образовательными потребностями67
3.5 Игра «Геометрическое лото»70
3.6 Дифференциация домашнего задания71
3.5 Результаты72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ75
Библиографический список77
ПРИЛОЖЕНИЯ81
Оглавление
Введение 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 8
1.1 Характеристика состояния здоровья детей на современном этапе развития цивилизации 8
1. 2 Понятия о нормальном и отклоняющемся развитии 9
1.3 Дети с дисгармоничным развитием. Подходы к классификации детей с дисгармоничным развитием и трудностями в усвоении учебных программ 14
1.4 Детская одаренность: особенность, структура, виды 20
1.5 Развитие математической одаренности школьников 26
1. 6 Диагностика математической одаренности 29
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 31
2.1 Дифференцированное обучение на уроках математики 31
2.2 Особенности дифференцированного подхода в обучении в малокомплектной сельской школе 34
2.3 Общие вопросы методики обучения математике одаренных детей 34
2.4 Частные вопросы обучения математике одаренных детей 39
2.5 Общие вопросы методики обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в обучении 46
2.5 Частные вопросы методики обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в обучении 49
ГЛАВА 3 ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ МАЛОКОПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 51
3.1 Характеристика МКОУ Палецкой СОШ. Статистика 51
3.2 Выбор методов обучения для работы в классе малокомплектной сельской школы 53
3.3 Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока с учетом психофизиологических особенностей обучающихся на примере темы «Сложение отрицательных чисел» 60
3.4 Применение дифференцированного подхода в совместной деятельности обучающихся с разными образовательными потребностями 67
3.5 Игра «Геометрическое лото» 70
3.6 Дифференциация домашнего задания 71
3.5 Результаты 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
Библиографический список 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены психолого-педагогические особенности детей с разными образовательными потребностями. Выяснилось, что для грамотного построения процесса обучения необходимо учитывать все психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей, а также детей с дисгармоничным развитием. Очень важным является тот факт, что необходимо вовремя установить у детей задержку психического развития. Как правило, она диагностируется психолого-медико-педагогической комиссией еще на дошкольном этапе обучения. Реже – на начальном школьном. Однако, здесь внимательность в процессе обучения по отношению к ребенку должен проявлять педагог, который должен сообщить о тех проблемах, которые испытывает ребенок, родителю и уже совместно двигаться к официальному подтверждению ЗПР. Плюсом малокомплектной школы является тот факт, что сотрудничество педагога и родителя, как правило, очень плодотворно. После подтверждения официального статуса «ребенок с ОВЗ» требуется смена образовательного маршрута.
Детская одаренность также требует диагностики. Очень важно правильно выбрать методы диагностики, а затем совместно с родителями осуществить ее комплексно, а также подобрать индивидуальную траекторию развития.