Педагогические условия патриотического воспитания подростков в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.
Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передава
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………7
1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…………………………………………………………………………..7
1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..….19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………...20
2.1. Исследование уровня развития патриотических чувств у подростков ………………………………………………………………………20
2.2. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений………………………………………………………………………………...23
Выводы по 2 главе ………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – 2005. - № 4. – С. 23.
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан. - 2005. - № 6. – С. 59.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. № 8. – С. 17.
Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. - М.,2003.
Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М., 1987. – с. 219.
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 2004. - №5. – С. 52.
Кузнецов С. С. Геологические экскурсии. - Л., 2003.
Кукушин В.С. Литературное краеведение. - Ростов н / Д: ГинГо, 2000.
Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 2000.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 2001.
Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 2005.
Туристско- краеведческие кружки в школе /Под ред. Титова В.В. - М., 2004.
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., 2002.
Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 2001. - с. 90- 91.
Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. – с. 22.
Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 2000. - №1. - с. 32- 35.
Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 2005.
Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 2003. - с. 225.
Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2001. – с. 9.
Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - М., 2004. - с. 42.
Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 2005. - с. 47.
Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 7- 9.
Ивашкин В.С. Природа и психол
Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.
Так, Мищенко Л.И., отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте
Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши