Рисование как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему "Рисование как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста" в которой рассмотрено формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников как психолого-педагогическая проблема, дана характеристика рисования как вида изобразительной деятельности в практике дошкольной образовательной организации, определены возможности рисования в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.08.2023
Объем файла
142 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие выделяется как одна из областей образования ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают воспитание ребенка, который проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики. Таким образом, складывается потенциал для познавательного развития ребёнка [2].
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание. Формирование сенсорных эталонов у ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ 11
1.1. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Рисование как вид изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации 19
1.3. Возможности рисования в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ 40
2.1. Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 40
2.2 Педагогический проект занятий по формированию сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни средствами рисования 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты исследования уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические рекомендации по организации занятий рисованием 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспекты занятий 71

Список литературы
Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст] / Ш. А. Абдуллаева. — М. : Наука, 2017. — 178 с.
Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: Обучение технике рисования: учеб.-метод. пос. [Текст] / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009. — 64 с.
Белая, К. Ю. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) [Текст] / К. Ю. Белая. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 216 с.
Богомолова, М. И. Основные направления сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике в конце XX века [Текст] / М. И. Богомолова // Академический журнал Западной Сибири. — 2014. — № 1. — С. 82–85.
Богомолова, М. И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори [Текст] / М. И. Богомолова. — Ульяновск: Вектор-С, 2008. — 195 с.
Васина, Ю. М. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Васина // Вестник СОИ РО. — 2016. — № 1. — С. 49–58.
Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет [Текст] / Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 2008. — 142 с.
Венгер, Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве [Текст] / Л. А. Венгер. — М. : Просвещение, 2005. — 420 с.
Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1990. — 356 с.
Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1985. — 240с.
Воропанова, Е. А. Создание условий для формирования сенсорной культуры детей первой младшей группы [Текст] / Е. А. Воропанова // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 4. — С. 64–66.
Гадаборшева, З. И. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью [Текст] / З. И. Гадаборшева // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №

Поэтому и содержание обследования очень простое — вычленить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет, вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).
Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы. Если без знания приемов работы карандашом или кистью ребенка предоставить самому себе при выполнении задания, то у него могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисования.
Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.