Особенности познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с расстройством аутистического спектра

Скачать курсовую работу на тему "Особенности познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с расстройством аутистического спектра" в которой рассмотрены психолого-педагогические особенности детей с РАС
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.08.2023
Объем файла
201 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе одной из достаточно распространенной проблемой детского возраста является расстройство аутистического спектра (далее РАС), для которой характерными особенностями является нарушение развития коммуникации и социальных навыков[17, с.5]. РАС связано с особым системным нарушением психического развития детей, проявляющимся в формировании его аффективно-волевой сферы, в познавательном и личностном развитии.
В современной системе образования Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) впервые предоставляет возможность получения образования всем детям с РАС, независимо от степени выраженности их нарушений развития[30, приложение 8].
Проблема формирования познавательной сферы учащихся с РАС в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты особенностей познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с РАС …………………………….……5
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС....5
Особенности познавательной сферы младших школьников у детей с РАС………………………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. Педагогическое исследование познавательной сферы младших школьников у детей с РАС …………….…………………………………………12
2.1. Организация констатирующего исследования ………………………12
2.2.Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента………………………………………………….13
2.3. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции познавательной сферы младших школьников с РАС …………………………14
Заключение………………………………………………………………….16
Литература………………………………………………………………….17

Литература

1. Альбицкая Ж.В., Касимова Л.Н., Демчева Н.К., Лацплес П.Р. Аутизм - взгляд изпрошлого в будущее (обзор литературы) // Вестник неврологии, психиатрии инейрохирургии. 2016. №2. С. 10-22

2. Алова М.Д. Теоретические основы изучения особенностей развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир детства и образование : сб. материалов ХIII Междунар. науч.-практ. конф., 24 мая 2019 г., г. Магнитогорск. – Магнитогорск, 2019. – С. 179-182.

3. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.

4. Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 247-249.

5. Иванова, М.М., Бородина Л.Г. Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости // Аутизм и нарушения развития, 2020 Т. 18 № 1 (66). С. 38-50.

6. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.

7. Гончарова, К. В. Познавательная сфера младших школьников коррекционного класса V вида / К. В. Гончарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 322-324. - URL: https://moluch.ru/archive/236/54839/ (дата обращения: 23.01.2022).

8. Коган Б.М., Ахмедова М.М. Особенности эмоциональной и когнитивной сфер детей, больных аутизмом и шизофренией // Системная психология и социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 23-29

9. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.

10. Косилова Е. В. Исследования мышления при аутизме: когнитивный и философский подходы // Философия науки. 2016. № 2. С. 105–118

11. Литвинова, А. О. Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. О. Литвинова, Ю. Н. Прямкова, Ю. И. Чеснокова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). - Казань : Молодой ученый, 2021. - С. 5-7.

12. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. уч-. реждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.

13. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи/ О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– М.: Теревинф, 2016.– 255с.

14. Никольская,  О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А.,

Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С.

Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.- М.: Теревинф, 2005.- (Особый ребенок).- 224 с.

15. Никитишина, Н. А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 5 (15). - С. 74-77.

16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И.  Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

- 480 с. 

Ребенку необходимо за минуту в трёх контурных изображениях найти 14 предметов, они все ему должны быть знакомы. 
Форма проведения диагностики является индивидуальной, так как ребенок должен устно назвать всё, что увидел (при этом педагог должен зафиксировать то, что сказал ребёнок). Результаты методики будут объективны только тогда, когда ребенок уравновешен, в готовности поиграть, его ничего не беспокоит. 
В начале ребенку показывают 3 рисунка, сопровождаемые комментарием взрослого: «Это мешок Деда Мороза. В нём спрятаны разные подарки. Давай мы найдем эти подарки и быстрее всех назовём их».
Пока ребенок определяет подарки, взрослый должен зафиксировать их количество удобным для себя способом. Если ребенок спешит, не находит всех предметов на этой картинке, хочет непременно сейчас же перейти к следующей, то педагогу нужно ненавязчиво вернуть ребенка к работе над предыдущей картинкой. Когда минута прошла, взрослому необходимо зафиксировать результаты.