Развитие коммуникативных навыков дошкольников с синдромом дауна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения процесса навыков коммуникации ребенка с синдромом Дауна. Формирование коммуникативных умений у детей с синдромом Дауна способствует повышению мотивации, лучшему установлению межличностных взаимоотношений, что, в свою очередь, влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы, социальной адаптации. Поэтому мы считаем, что развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна является одной из важных задач, так как без этих навыков дети будут иметь трудности в школе, что будет влиять на их успеваемость и развитие.
Современные исследователи отмечают следующие характерные черты, свойственные психофизическому и личностному развития ребенка с синдромом Дауна: незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение когнитивной деятельности, нарушение формирования высших психических функций и ведущих видов деятельности на различных возрастных э
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков дошкольников с синдромом Дауна
1. Синдром Дауна: характеристика, этиология
2. Коммуникативные навыки: понятие, развитие коммуникативных навыков в онтогенезе
3. Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с синдромом Дауна
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Исследование уровня развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и разработка методических рекомендаций по их формированию……………………………………………
1. Организация и методы исследования.
2.Результаты исследования коммуникативных навыков у дошкольников с синдромом Дауна
3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с синдромом Дауна
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Список литературы
Абдувелова, Ф.С. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна [Текст] / Ф.С. Абдувелова // Современная педагогика : теория, методика, практика. – Москва : Империя, 2019. – С. 90-94.
Абрамова Д.В. Развитие коммуникативных и речевых навыков в процессе подготовки к школьному обучению дошкольников с синдромом Дауна [Текст] / Д.В. Абрамова // Студенческий. – 2018. – № 8-3(28). – С. 23-26.
3. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с нарушением интеллекта[Текст]/ К.А. Андреева // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 715-718
4. Баблумова, М.Е. Педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной нарушением интеллекта. [Текст] / М.Е. Баблумова, Т.Н. Исаева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - Москва, 2014. - №1.- С. 22-27
Баранова Ю.А. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна [Текст] / Ю.А. Баранова, И.А. Кувшинова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2020. - №2. – Т. 11. – С. 79-82.Белякова О.Ю. Исследование коммуникативных навыков у подростков [Текст] / О.Ю. Белякова, О.Г. Груздева // Актуализация персональных ресурсов личности. – Пенза : Пензенский государственный университет, 2021. - С. 169-173.
Боблетер Д. Психолингвистический аспект понятия коммуникативных навыков [Текст] / Д. Боблетер // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. - С. 235-239.
8.Буслаева Е.Н. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] / Е.Н. Буслаева, Е.А. Садырина // Проблемы педагогики. – 2018. - №7 (39). – С. 49-53.
.Вахрушева А.А. Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] / А.А. Вахрушева // Молодежный научный форум. – Москва : Международный центр
На низком уровне развития у учащихся с синдромом Дауна находятся оперативные коммуникативные средства, то есть действия, направленные непосредственно на передачу сообщения. Такие дети приобретают речевые навыки с достаточной задержкой (произнесение отдельных слов в 2–2,5 года, появление фразовой речи в 3–3,5 года). Отмечается и тенденция к задержке понимания обращенной к ним речи. Большинство детей приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу, однако их речь, как правило, маловыразительна, бедна, с паузами, она сопровождается неправильными ударениями, аграмматизмами, порой и заиканием [11].
Характерны нарушения, которые затрагивают этапы и составляют суть речевого высказывания, отмечает Г.Ю. Одинокова. В этой связи речь дошкольника с интеллектуальным недоразвитием не может достаточно качественно обеспечить ее коммуникативную функцию, не способна полноценно формировать навыки общения, что негативно сказывается на всех видах деятельности. Отсу