Диагностика разных сторон мышления . Практика применения диагностических методик на исследование гибкость мышления школьников
Введение
Актуальность. Ускорение темпа жизни, значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий в сфере образовательной деятельности требуют от современного школьника гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся условия учебной среды.
Условием, облегчающим адаптацию учащихся к реальным жизненным ситуациям (не только школьным), по нашим данным, является развитие дивергентного мышления, для которого характерен выход за когнитивные шаблоны и стереотипы, принятые в системе традиционного образования.
Именно дивергентное мышление является тем личностным ресурсом, который позволяет сделать любой вид обучения по-настоящему глубоким и креативным, облегчающим адаптацию к любым новым условиям существования, сохраняя при этом у детей интерес к школе, эмоциональное и интеллектуальное благополучие.
Наряду с этим следует отметить, что многие психологи и педагоги в качестве одной из важных причин формирования учебных проблем, возникающих у учащихся в ус
Оглавление
Введение1. Что такое гибкость мышления?
1.1. Сущность понятия «гибкость мышления».
1.2. Проявление гибкости мышления.
1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека
.2. Особенности гибкости мышления у старшеклассников.
2.1. Особенности гибкости мышления у учащихся десятых классов.
2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления
.2.3. Упражнения для развития гибкости мышления.
Заключение
Библиографический список
Приложение
1. Ахутина Т.В, Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7, № 2, С. 12-16.
2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник методических материалов педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр ≪Педагогический поиск≫, 1997. 112 с.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992. 128 с.
4. Власова ТА. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. М., 1971. С. 7-14.
5. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема /7 Сборник статей ≪Творчество и социальное познание≫ / Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992. С. 39-56.
6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта И Психология мышления. М., 1965. С. 31-38.
7. Левицкая ТЕ., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 54-58,
8. Torrance Е.Р. The паШге of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity: Cambridge Univ. Press. 1988. P. 43-75.
9. Холодная M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997. 274 с.
10. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. С. 28-34.
Приложение 1. Методика исследования гибкости мышления
Бланк с записанными анаграммами (наборами букв) предъявляется испытуемому на 3 мин. По сигналу экспериментатора нужно начать решать анаграммы, т.е. составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Составить из наборов букв слова (имя существительное), не пропуская и не добавляя ни одной буквы.
(П)Йво ядл аицпт уардбж оаефмрс
ЙЛА РУСТ УАРГШО УАКЮКР АИККРПС
АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ
АШР АУКТ ОАЛМС ААККЭС ЕЕЬВДДМ
ОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР
УК
Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок. Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания. Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.
Роль гибкости мышления в жизни человека
Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очен