Формирование каллиграфического навыка у младших школьников на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык является одним из важных предметов в школьной программе, так как навыки и умения, приобретенные на уроках русского языка, способствуют приобретению знаний по другим предметам. Для лучшего овладения знаниями ребенку необходимо научиться писать четко, быстро и грамотно. Умение писать красивым и четким почерком формирует каллиграфический навык самых маленьких школьников. Проблема формирования каллиграфического мастерства у самых маленьких школьников привлекает внимание ученых и учителей в связи с тем, что современный человек нуждается не только в разборчивом, но и в быстром и красивом почерке, основы которого заложены в начальной школе.
Ученые Н. Г. Агаркова, М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, Л. Я. Желтовская, В. А. Илюхина, Е. Н. Потапова, Е. Н. Соколова и другие изучали и до сих пор занимаются этим. В соответствии с темой был определен объект исследования — каллиграфический навык.
Предмет исследования — процесс формирования каллиграфического навыка в началь
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 История возникновения и сущность понятия «каллиграфический навык». 4
1.2 Технология формирования каллиграфического навыка. 5
1.3 Учет психологических особенностей учащихся младших классов при обучении каллиграфии 9
1.4 Причины отсутствия каллиграфического письма у младших школьников 10
1.5 Комплекс упражнений и игр, направленные на формирование каллиграфического письма у младших школьников 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ: 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ:
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987 г. – 124с.
Иванова Н.Д. Основные виды каллиграфических ошибок, причины их возникновения и способы устранения / Н.Д. Иванова, Б.В. Сергеева // Научно-методический журнал «Концепт» - 2017 г. - № Т. 38. – С. 278-285.
Валенцева О.С. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников / О.С. Валенцева // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. – Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018 г. – С. 120-123.
Сергеева Б.В. Содержание профессионального самосовершенствования педагога начального образования. Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки» (Success of Modern Science and Education) –№ 8, Белгород, 2016.
Волкогон В.С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников // Педагогический журнал Казахстана. -№ 8, 2008 г.
Манохина, Т.В. приемы и упражнения по формированию каллиграфического навыка / Т.В. Манохина // Начальная школа плюс до и после : ежемесячный научно – методический и психолого–педагогический журнал. – 2009 г. - № 6. – С. 54-56.
Пивоварова Е.В. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников / Е.В. Пивоварова / Проблемы и перспективы науки и образования. – 2016 г. – С. 107-113.
Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу ―каллиграфия для студентов специальности "Педагогика и методика начального обучения". Гродно, 2001 г.
Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994. - №7.
Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. – с.9.
Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и ихисправления // Начальная школа. — 1995. №3. С.81.
Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы ихустранения //
Формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и пос