Методы и приемы формирования грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Русский язык служит средством общения во всех сферах нашей жизни, для связи разных поколений, для передачи информации. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка; через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
Владение русским языком, грамотное письмо – основа каждого человека в его жизни, творческой деятельности. Фактом является то, что не все современные школьники грамотно пишут. Именно поэтому одна из самых главных и важных задач начального обучения – формирование грамотного письма младших школьников на уроках русского языка.
Формирование грамотного письма учащихся – одна из основных проблем, стоящих на протяжении ее исторического развития. Данной проблемой занимались психологи Д. Н. Богояв
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования грамотного письма у младших школьников6
1.1 Сущность и принципы грамотного письма6
1.2 Процесс формирования навыка грамотного письма10
Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений.12
1.3 Методы и приемы формирования грамотного письма у младших школьников13
Выводы по главе 119
Глава 2. практические аспекты формирования грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка20
2.1 Анализ программы и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы20
2.2 Комплекс упражнений и игр, направленные на формирование грамотного письма у младших школьников26
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы32
Выводы по главе 235
Заключение36
Список использованной литературы38
Приложение 1.40
Приложение 2.41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлгазина Н.Н. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой / Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская; под ред. Н.Н. Алгазиной. – М.: Просвещение, 1996. – 175 с.
Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил / Н.Н. Алгазина. – М.: МОПИ, 1982. – 144 с.
Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений / Н.Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1998. – №2. – С. 34-39.
Белоус Е.Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка // Начальная школа. – 2010. – №10 – С. 30 – 34.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – 2-е изд. перераб. и доп. – М: Просвещение. – 2006. – 299 с.
Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2013. – №4. – С. 39.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский. – М.: Просвещение, 2011. – 307 с.
Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 32-37
Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка. – Киев, 1988.
Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / А.И. Ибрагимова. - 2014. - 368 с.
Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В.Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942- 59.html (дата обращения: 30.10.2016).
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007
Метод языкового анализа и синтеза, по мнению Львова М.Р. обеспечивает сознательно- языковую основу орфографии и выполняет исследовательскую функцию.
В период обучения грамоте работа проводится методом языкового анализа и синтеза. Основные виды и приёмы звукового анализа, используемые в правописании:
Звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, словосочетаний является ведущим видом анализа в 1 классе;
словообразовательный и морфемный анализ, применяемый при изучении правописаний корней слов;
семантический анализ – выяснение значений слов (прямых, переносных, оттенков значения, многозначности);
синтаксический анализ (выделение предложений из текста, установление связей между словами в предложении, различие членов предложения, способствует проверке правописания падежных и личных окончаний;
морфологический анализ при изучении частей речи и их форм, спряжения, склонения, при различии предлогов и приставок, при изучении прав