Психологическая помощь в формировании копинг- поведения студентов в условиях дистанционного обучения
Введение
До пандемии дистанционный формат обучение использовался, но не был востребован, в сравнении с нынешним временем. Студенты высших учебных заведений часто сталкиваются со стрессом, а в связи с резким переходом на другую форму обучения стресс усилился. Количество обращений к психологу студентами, значительно увеличилось, ребята попросту не знали, что с ними происходит. Студенты стали больше заботиться о своём психическом здоровье, изучая множество феноменов, но с копинг-поведением возникают проблемы в силу своей неоднозначности.
Открытый вопрос состоит в том, что при прохождении множества исследований копинг-стратегий, получается существование множества различных стратегий совладающего поведения. Базируясь на собственном опыте, личность применяет выработанное копинг-поведение
С пандемией возник вопрос адаптации студентов к дистанционному формату обучения и к пониженной физической активности и одиночеству. Технические неполадки со стороны высших учебных заведений и со сторон
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования адекватного копинг- поведения студентов в условиях дистанционного обучения5
1.1.Проблема изучения копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии5
1.2. Роль адаптации в развитии гармоничной личности10
1.3. Психологические особенности студентов в условиях дистанционного обучения13
Глава 2. Опыт оказания психологической помощи в формировании адекватного копинг поведения студентов17
2.1. Опыт исследования копинг- поведения студентов17
2.2. Значимость психологической помощи в формировании адекватного копинг- поведения студентов в условиях дистанционного обучения19
Заключение23
Список использованной литературы25
Список использованной литературы
Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 218-226.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 1997.
Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации./ Обозрение психиатриии медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. С-Пб., 1994 с. 1625.
Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 173 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08187-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492889 (дата обращения: 09.03.2022).
Карачарова, Т.А. Система адаптации студентов, обучающихся с помощью дистанционных образовательных технологий / Т.А. Карачарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2020. - Т. 12, № 4. - С. 98-108.
Кон И.С. Личность и развитие // Социологическая психология. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 1999. – С. 58–270.
Куликова Т. И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 112-122. https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-sostoyanie-studentov-vo-vremya-perehoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-pervuyu-volnu-samoizolyatsii (Дата обращения: 15.02.2022) Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка
Общая психология. Основные психические явления : учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, М. С. Андронова ; под редакцией В. Н. Панферова
А. Г. Маклаков обращает внимание на то, что адаптация – это не только процесс, но и свойство живого организма. Что касается человека – адаптация во многом зависит от его психических особенностей.
Таким образом, адаптация – это обширное понятие, которое включает в себя приспособление на всех уровнях организма: физиологическом, психофизиологическом и психическом, и понимается и как процесс и как свойство личности.
Процесс адаптации личности непрерывно связан со стрессом. Ганс Селье стресс понимает, как неспецифическая реакция организма на требования внешней среды. С помощью стрессовой реакции организм поддерживает относительное постоянство гомеостаза, что является необходимым условием для выживания. Как уже упоминалось выше, Г. Селье рассматривал стресс на физиологическом уровне.
В настоящее время используются такие формулировки как эмоциональный стресс, физи