Воспитание финансовой грамотности у старшеклассников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Программы обучения современной системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного чело-века, что обеспечивает подготовку подростков к взрослой жизни в социуме. Несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики, исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка обучающихся к нынешним экономическим условиям.
Характер потребительского поведения, принцип распределения семей-ного бюджета, отношение к заёмным средствам и финансовая ответствен-ность граждан формирует общий экономический фон государства. Финансовая неграмотность населения страны может провоцировать множество критических ситуаций: возникновение паники на валютном рынке, на рынке банковских услуг, увеличения случаев банкротства физических и юридических лиц, повышение долговой нагрузки на семью и многие другие проблемы.
Финансовая деятельность затрагивает все сферы жизни современного человека. Отсутствие знаний в финансовой сфере и навыки управления лич-ными финансами ограничивает человека в принятии правильных решений в отношении своих материальных благ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУ-ЧЕНИЯ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Развитие научных представлений об экономической культуре подраста-ющих поколений 5
1.2 Особенности развития основ экономической культуры у детей и подростков в современных российских условиях 12
1.3 Формирование финансовой грамотности школьников в актуальном образовательном пространстве 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
2.1 Проект программы курса занятий «Финансовая грамотность» с учащимися 10-11 классов во внеурочной деятельности 19
2.2 Формы и методы организации внеурочной деятельности обучающихся при реализации курса «Финансовая грамотность» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асонова Е. А., Кудряшова Е. Н., Россинская А. Н. Методические основы формирования финансовой грамотности школьников в условиях игр-квестов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (186). С. 1470155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30005574 (дата обращения: 27.04.2022).
2. Басик Н. Ю. Педагогический потенциал интегральных и модульных курсов по финансовой грамотности для старшей школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 65-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29035336 (дата обращения: 27.04.2022).
3. Васильева Г. А. Формирование экономической культуры старшекласс-ников в условиях дополнительного образования: автореф.
дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekonomicheskoi-kultury-starsheklassnikov-v-usloviyakh-dopolnitelnogo-obrazovani (дата обращения: 28.04.2022).
4. Волонтерство как фактор развития социальной активности в формировании экономической культуры старшеклассников / Т. П. Грасс
[и др.] // Человек и образование. 2021. № 2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-faktor-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-v-formirovanii-ekonomicheskoy-kultury-starsheklassnikov (дата обра-щения: 27.04.2022).
5. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Рыбакова Е. В. Взаимодействие школы и бизнеса как способ формирования экономической культуры у старшекласс-ников в России и зарубежных странах // Вестник Костромского государ-ственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 4. С. 245-249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41560240 (дата обращения: 27.04.2022).
6. Гуляева Т. И., Чистякова М. К., Ильина И. В. Повышение финансовой грамотности школьников: метод. рекомендации. Орел, 2018. 59 с. URL: https://e.lanbook.com/book/118778 (дата обращения: 27.04.2022).
7. Гусева Т. А. Финансовая грамотность населения и образовательный процесс // Право и образование. 2012. № 5. С. 112-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17705779 (дата обращения: 27.04.2022).
8. Ищенко-Падукова О. А., Мовчан И. В., Писанка С. А. Формирование финансовой грамотности обучающихся: теоретико-методологические и при-кладные аспекты. Ростов н/Д, 2020. 114 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=619211 (дата обращения: 28.04.2022).
9. Кошелев Е. В. Деятельностный подход как эффективное методологическое основание развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников // Гуманитарное пространство. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-kak-effektivnoe-metodologicheskoe-osnovanie-razvitiya-finansovoy-gramotnosti-i-gotovnosti-k (дата обращения: 27.04.2022).
10. Кошелев Е. В. Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников // Гуманитарное пространство. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zadachi-razvitiya-finansovoy-gramotnosti-i-formirovaniya-gotovnosti-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti-u (дата обращения: 27.04.2022).
11. Мадеева В. Д., Мерецкая Т. В. Обзор методических приемов формирования основ финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности // Непрерывное образование в контексте Будущего : сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., 21-22 апр. 2021 г. М., 2021. С. 375-380. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46408858 (дата обращения: 28.04.2022).
12. Маеренкова В. В. Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности // Школьная педагогика. 2020. № 2 (18).
С. 9-12. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5064/ (дата обращения: 27.04.2022).
13. Медведь И. В. Возрастная динамика формирования финансовой гра-мотности обучающихся // Национальная Ассоциация Ученых. 2020.
№ 54-3 (54). С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45636480 (дата обращения: 28.04.2022).
14. Матчинов В. А., Суслякова О. Н., Моисеева И. Г. Финансовая грамот-ность учащихся средних и старших классов общеобразовательных организаций Калужской области. Калуга, 2021. 86 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47141345 (дата обращения: 28.04.2022).
15. Нескина Н. Б. Готовить к взрослой жизни курс «Финансовая грамот-ность» как форма внеурочной деятельности социального направления развития личности // Вестник военного образования. 2019. № 6 (21). С. 105-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41490816 (дата обращения: 28.04.2022).
16. Павлова А. Н., Кузнецова О. В., Личутина О. В. Использование игро-вых технологий при обучении финансовой грамотности школьников // Со-временные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018.
№ 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-pri-obuchenii-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 27.04.2022).
17. Прутченков А. С. Открытый командный турнир «Финансы вокруг
нас» - интерактивная технология повышения финансовой грамотности школьников // Воспитательная работа в школе. 2012. № 1. С. 76-84.
18. Прутченков А. С. «Финансы вокруг нас»: повышаем финансовую гра-мотность // Народное образование. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansy-vokrug-nas-povyshaem-finansovuyu-gramotnost (дата обращения: 27.04.2022).
19. Прутченков А. «Школа начинающего исследователя личных
финансов» // Воспитательная работа в школе. 2013. № 1. С. 90-98.
20. Румянцева Е. Е. Нравственная экономика : учеб. для развития у школьников гибкого экон. мышления и финансовой грамотности. М., 2022. 260 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686080 (дата обращения: 28.04.2022).
21. Румянцева Е. Е. Повышение финансовой грамотности средствами кур-са «Нравственная экономика» // Народное образование. 2011. № 8.
С. 75-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16902550 (дата обращения: 28.04.2022).
22. Соловьева Ю. В. Организация и развитие волонтерского движения по повышению финансовой грамотности в образовательной организации как метод воспитательной работы // Учитель Алтая. 2020. № 3(4). С. 56-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43959335 (дата обращения: 28.04.2022).
23. Снурницына Ю. Ценностные ориентиры предметного направления «Финансовая грамотность» в современном учебно-воспитательном процессе школы // Учитель. 2014. № 1. С. 21-26.
24. Усова С. Н., Усов А. С. Как развивать финансовую грамотность школьников - будущих пользователей финансовых услуг // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3 (75). С. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46280611 (дата обращения: 28.04.2022).
25. Финансовая грамотность : учебник / Ю. Р. Туманян [и др.]. Ростов н/Д ; Таганрог, 2020. 212 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612183 (дата обращения: 27.04.2022).
26. Формирование финансовой грамотности во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей / Н. А. Олейникова [и др.] // Учебный год. 2018. № 1 (50). С. 35-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32705526 (дата обращения: 28.04.2022).
27. Я управляю своими финансами : программа курса «Основы управления личными финансами» и метод. рекомендации для учителя / Д. Я. Обердерфер [и др.]. М., 2018. 80 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473579 (дата обращения: 28.04.2022).
На сегодняшний день существует множество учебно-методических по-собий, научной литературы, и множество других способов получения ин-формаций. Традиционное образование уже давно исчерпало свои возможности, с появлением технологий образование вышло на новый уровень и современному педагогу необходимо идти в ногу со временем. Многие педагоги видят возможность формирования финансовой грамотности у учеников в рамках своего предмета, но для того, чтобы это реализовать и донести знания и умения до учащихся, необходимы успешные примеры, кейсы, игры и другие методические разработки .
Изучение курса «Финансовая грамотность» у обучающихся в старших классах направлено на достижение следующей цели:
развитие экономического образа мышления; воспитание ответ-ственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
с помощью экономических категорий и понятий содей¬ствовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого явля¬ются экономические отношения;
способствовать общему развитию школьников: развивать мыш-ление, эмоционально-волевую сферу, формировать нрав¬ственные качества;
формировать знания, умения, навыки, необходимые уче¬нику в жизни и для продолжения изучения курса в следую¬щем звене школы;
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием .