Влияние изучения обществознания на гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Скачать курсовую работу, в которой исследуется влияние изучения обществознания на гражданско-патриотическое воспитание учащихся
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.02.2024
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Сегодня изучение проблемы гражданско-патриотического воспитания является необходимым, потому что любовь к Родине, готовность защищать её должны исходить прививаться с самого детства ребёнка. Именно подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как является периодом активного развития личности, её социальных интересов, жизненных идеалов и самоутверждения. Большую роль в этом процессе играют уроки обществознания, именно на них у школьников создается представление о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, его активной гражданской позиции. Данные уроки также выполняют важную функцию в формировании патриотизма и готовят граждан России выполнять их гражданский долг, конституционные обязанности: защита Отечества, своего суверенитета и территориальной целостности. Граждане Российской Федерации должны чтить память защитников Отечества и обеспечивать защиту исторической правды [9, с. 4–8].
 Степень научной изученности темы. Данной теме уделяется большое внимание, её не раз рассматривали. В таких исследованиях непосредственно затрагивается тема гражданского воспитания, теория и методика. Среди них можно отметить труды Боголюбова Л. Н., Вагина А. А., Лернера И. Я. На современном этапе теме гражданско-патриотического воспитания посвящен труд Сытиной Н. С. Найденная литература, показывает, что проблема представлена довольно широко и на разных уровнях.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие «гражданско-патриотическое воспитание», необходимость его
формирования в школе…………………………………………………… 6
1.1 Основные подходы к понятию «гражданско-патриотическое воспитание»………............................................................................................. 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение формирования воспитания в школе………………………………………………………………….. 8
2 Методические аспекты обеспечения гражданско-патриотического воспитания в условиях обучения обществознанию в школе…………………………………………………………………………... 11
2.1 Гражданско-патриотическая составляющая содержания школьных курсов Обществознания…………………………………………………….. 11
2.2 Основные методы, приемы, средства формирования гражданско-патриотического воспитания на уроках обществознания…………………………………………………..…………... 12
2.3 Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества», направленного на формирование гражданско-патриотического воспитания…………………………………………………………………...... 16
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников……………………………………… 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Обществознание. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.]. – Москва : Просвещение, 2017. – 159 с. – ISBN 978-5-090-026062-6.

2. Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова [и др.]. – Москва : Просвещение, 2017. – 208 с. – ISBN 978-5-09-026063-3.

3. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский [и др.]. – Москва : Просвещение, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-09-027873-7.

4. Методика преподавания обществознания в школе : учебник для студентов педагогических высших учебных заведений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ю. Басик, М. Н. Григорьева [и др.]. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 350 с. – ISBN 5-691—00486-7.

5. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специалностей / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков. – Москва : Ростов-на-Дону, 2004.  – 334 с. – ISBN 5-241-00145-X.

6. Быков, А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / А. К. Быков // Педагогика. – 1968. – № 9 – С. 10–20.

7. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. – Москва : Просвещение, 1968. – 431 с.  

8. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина [и др.]. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 176 с. – ISBN 978-5-9925-0890-1.

9. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.10.2022).

10. Концепция преподавания учебного курса «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. – 2022. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe (дата обращения: 11.11.2022).

11. Котруца, Л. Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Котруца Лилия Николаевна ; Адыгейский государственный университет. – Майкоп, 2009. – Библиогр.: с. 208.

12. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : вопросы теории и методики / А. Ю. Лазебникова. – Москва : Школа-Пресс, 2000. – 158 с. – ISBN 5-88527-276-X.

13. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – Москва : Педагогика, 1981. – 185 с. 

14. Никитин, А. Ф. Обществознание. 7 класс : учебник / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – Москва : Дрофа, 2019. – 174 с. – ISBN 978-5-358-21928-1.

15. Никитин, А. Ф. Обществознание. 8 класс : учебник / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – Москва : Дрофа, 2019. – 253 с. – ISBN 978-5-358-15712-5.

16. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.

17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : Мир и образование, 2012. – 1375 с. – ISBN 978-5-94666-657-2.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) // Контур Норматив : [сайт]. – 2022. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922 (дата обращения: 11.11.2022).

19. Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-Р // Российская газета: [сайт]. - 2022. - URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 11.11.2022).

20. Сытина, Н. С. Теория и технологии обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Сытина – Уфа : БГПУ, 2011. – 222 с. – ISBN 978-5-87978-714-6.

21. Ушинский, К. Д. Русская школа / К. Д. Ушинский – Москва : Педагогика, 2015. – 688 с. – ISBN 978-5-4261-0101-2.

Говоря о достоинствах технических средств обучения, следует упомянуть о лёгкости в поиске, а также о минимальности затрат при техническом использовании. 
Большую роль в данный момент играет предметная наглядность. К ней  можно отнести различные учебные экскурсии в суд, нотариальную контору, различные организации, деятельность которых имеет отношение к теме урока. Для этого педагогу следует тщательно продумать форму проведения занятия за пределами школы. Такая экскурсия должна быть предварительно согласована со специалистами. Для начала следует выдать задание каждому ученику. Их лучше  выполнять в процессе экскурсии. Если попасть в то или иное госучреждение нет возможности, можно пригласить его представителей на урок, при этом заранее подготовиться к уроку, вопросы к гостю, вопросы к дискуссии и т. п.
Итак, после произведенного анализа различных видов средств обучения с целью формирования ценностных установок на уроке обществознания, можно сделать вывод о необходимости их разделения на текстовые и наглядные формы.