Развитие педагогического образования и науки в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и работа системы просвещения в эти годы на протяжении многих лет остается одной из важных в отечественной историко-педагогической науке. Тем не менее, многие страницы этой истории остаются «белыми пятнами».
Великую Отечественную войну можно назвать самым сложным и трагическим периодом в истории человечества, который изменил жизнь каждого советского человека. На изучение периода Великой Отечественной войны ученые, как правило, сосредоточивались на изучении боевых действий, анализе побед и поражений в тылу, патриотическом движении советских людей. В то время как изучение системы школьного образования было сосредоточено исключительно на социальных исследованиях. В то же время следует отметить, что такие великие достижения после войны как запуск первого спутника Земли на 1957 год, полет человека в космос в 1961 году, огромный подъем технического развития и огромное гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом – все это было результатом высокого уровня образования, которым так славился Советский Союз. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ3
ГЛАВА 1. РУКОВОДСТВО ПЕРЕСТРОЙКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ВОВ29
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Опубликованные источники:
Аксакова А.Н. Размещение и ввод в действие эвакуированных промышленных предприятий в Сталинске Новосибирской области в годы Великой Отечественной Войны. г. Омск: Омский научный вестник, 2011. № 2 – С. 34-36.
Арцис И.С. Школа в дни Великой Отечественной войны. М.: Советская педагогика, 1944. № 8-9. С. 48-50.
Быков А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования. М.: Педагогика, 2010. № 2. С. 142-149.
Данилов П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились. М.: Отечественная история, 2004. № 3. с. 38.
Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917‒1947 гг. ‒ Вып. 1-2. ‒ г. М.: Изд. АПН СССР, 1947. ‒ 400 с.
Егоров Н.П., Куфаев В.И., Янковская А.В. Воспитание советского патриотизма в школе. Из опыта работы. М.: Учпедгиз, 1951. ‒ 240 с.
Из обращения Наркомпроса РСФСР ко всем работникам просвещения в связи с началом Великой Отечественной войны 1941–1945. М.: Культурное строительство в СССР: Сборник документов и материалов. Т.3. 1989.
Майн В.Н. Общественно-политическая деятельность учителей в годы Великой отечественной войны. М.: Советская педагогика, 1985. № 3. С. 90-94.
Менчинская Н.А. Общественно-полезная работа школьника в дни Отечественной войны. г. Чкалов: Советская педагогика, 1943. ‒ № 8-9. С. 19-27.
Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917‒1987 : Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. // Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 2014. – 247 с.
Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования / под ред. И.А. Каирова, А.Г. Калашникова, Н.А. Константинова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. ‒ 303 с.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 126. Д.41. Л.1
Русски
И, надо сказать, подобные труды появляются в последние десятилетия [2; 5]. Это обстоятельство позволяет выразить надежду, что память о подвиге работников народного просвещения в годы военного лихолетья продолжится в новых поколениях российских педагогов и обучающихся. Тяжелые условия начального периода войны заставили государственные органы прибегнуть к чрезвычайным методам руководства народным просвещением и деятельностью педагогов. Тем не менее власть осознавала, что школа и учитель несут прежде всего высокую гуманистическую миссию. А это требовало пристального внимания и бережного, гуманного отношения к педагогам. Уже с середины 1942/43 учебного года управление деятельностью учительства стало возвращаться к довоенным формам, естественно, с учетом условий военного времени. Иными словами, на протяжении всех военных лет в руководстве учительством страны важное место отводилось сохранению гуманистических начал, присущих о