Приемы развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Как мы все хорошо знаем ,что понятие общее недоразвитие речи (ОНР) как в отечественной,так и в зарубежной литературе у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой как правило, нарушение которое охватывает в большом объеме не только фонетико-фонематическую, но и лексико-грамматическую системы языка. Следовательно, в классической литературе многими авторами было выделено три основных уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР,а именно : от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи, с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития[23]Концептуальный же подход, к решению данной проблемы, преодоление общего недоразвития речи, как правило всегда предполагает не только комплексное планирование, но и безусловно реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный же подход, впервые был представлен системой программных документов, в качестве которых регламентировали четкое содержание и организацию коррекционного воздействия, при имеющимися общем недоразвитии речи у детей (I, II, III и IV уровни)изучаемых в разных возрастных группах детского сада.И так, основной же формой для обучения в дошкольных образовательных учреждениях, на примере компенсирующего вида у детей данной категории, в первую очередь являются это логопедические занятия, на которых и осуществляется в полной мере развитие языковой системы. Определяя их содержание, в первую очередь нам всегда важно выявить не только наличие структур дефекта, но и те важные для врача исследователя потенциальные, речевые возможности у ребенка, которые логопед часто использует в своей повседневной работе.
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
1.2.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)
Глава II. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
2.1. Способы выявления нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2. Обоснование возможности использования коррекционной работы в преодолении нарушений развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
речи
Заключение
Список литературы
Список литературы:
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов / МГПИ. – М., 1980.
2. Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3. Л.Н. Ефименкова // Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Н.С. Жукова // Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.
5. М. Зееман //Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962.
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
7. Э.В. Кузнецов // Лексикология русского языка. – М., 1982.
8. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова //Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
9. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
11. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. / Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. – М., 1985.
12. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
13. В.Г. Петрова, И.В. Белякова // Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
14. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. [2-е изд.,] стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
15. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. –[ 2-е изд.,] испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
16. Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Обследование лексического запаса и грамматического строя речи .Методы обследования Нарушения речи у детей / Под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1982.
17 К.Г. Ушаков // Детская психиатрия. – М., 1973.
18. М.И. Фомина //Лексика современного русского языка. – М., 1973.
19. Л.П. Федоренко // Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977.
20. А.Р. Лурия // Нарушение высших корковых функций. – М., 1962.
21. Е.М. Мастюкова // Логопедия. – М., 2000.
22. Н.Н. Трауготт // Развитие речи у детей дошкольного возраста.
– М., 1960.
23. Р.Е. Левина // Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом . – М., 1961.
24. Г.И. Жаренкова // Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. – М., 1961.
25. Т.Б. Филичева // Устранение общего недоразвития речи. – М., 2004.
26. Л.В. Мелехова // Речь дошкольников и её исправление. – М., 1967.
27. О.В. Правдина // Логопедия. – М., 1969.
28. М.Е. Хватцев // Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961.
29. В.И. Рождественская, Е.А. Радина // Воспитание правильной речи. – М., 1968.
30. Д.Б. Эльконин // Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
31. А.М. Бородич // Методика развития речи детей. – М., 1975
32. О.В. Правдина // Логопедическое обследование. – М., 1969
33. Л.Ф. Спирова // Приёмы выявления речевых нарушений у детей. - М., 1968.
34. М. Зееман // Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.
35. В.С. Кочергина, С.Н. Шаховская // Развитие речи детей в процессе онтогенеза. – М., Медицина, 1969.
36. Т.А. Власова, М.С. Певзнер // О детях с отклонениями в развитии. – М., «Просвещение», 1973
37. М.А. Поваляева // Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
38. Р.М. Боскис // Некоторые принципы диагностики аномального развития ребёнка с частным поражением анализатора. - М., 1961
39. Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М., 1956
40. Л.В. Занков // О начальном обучении.- М, 1963
41. Р.Е. Левина// Причины неуспеваемости школьников.- М., 1956
42. Н.А. Никашина // Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма.- М., 1956
43. Э.Я. Пекелис // О методе педагогического изучения некоторых форм неуспеваемости школьников.- М, 1965
44. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы»
45. Л.Ф. Спирова // Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи.- М., 1975
46. Г.Е. Сухарева // Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1965
47. М.Г. Генинг // Воспитание у дошкольников правильной речи.- Чебоксары, 1971
48. Л.П. Федоренко // Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 1977
49. Л.В. Мелехова // Речь дошкольников и её исправление.- М., 1967
50. А.И. Моисеев // Буквы и звуки.- М., 1969
51. О.В. Правдина // Логопедия.- М., 1969
52. Е.Ф. Рау // Воспитание правильной речи.- М., 1968
53. Л.П. Успенская // Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников.- М., 1962
54. А.Д. Филиппова // Говори правильно.- М., 1967
55. М.Ф. Фомичёва // Учите детей говорить правильно.- М., 1968
56. А.В.Ястребов // Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.,1963
57.А.Н.Гвоздев // Вопросы изучения детской речи.- М.,1968
Для данного уровня развития речи у детей безспорно характерно не только наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Мы знаем что типичным для них часто является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных а также шлюз второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях у детей, в их речи появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка). Специальные задания , безусловно нам в большинстве своем и позволяют в конце концов выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых да и признаться честно большинства сложных предлогов, но в итоге , при согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, мы прекрасно понимаем формирование грамматического строя языка,у детей на данном уровне носит незавершенный характер, включая в себя такие компоненты,характеризующиеся наличием выраженных у них нарушений для согласования и управления.