Исследование видов памяти дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются «развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [9]. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память занимает важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого – недостаточно хорошо развития память.
Значимость памяти для человека состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы – восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психо
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА6
1.1 Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе6
1.2 Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА22
2.1 Методы и методики исследования22
2.2 Анализ результатов исследования26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ34
ПРИЛОЖЕНИЕ39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: учебно-метод. пособие / А.Г. Асмолов. – Москва: Педагогика, 2016. – 350 с. – ISBN 978-5-94708-243-2.
Аткинсон Р.О. Человеческая память и процесс обучения / Р.О. Аткинсон. – Москва: Педагогика, 2018. – 300 с. – ISBN 5-210-00125-3.
Ашкинезер Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. – Москва: Белый Ветер, 2017. – 67 с. – ISBN 978-5-93437-164-8.
Белых В.А. Тренируем память перед школой / В.А. Белых. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 132 с. – ISBN 5-210-00125-3.
Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / В.А. Белых. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 264 с. – ISBN 5-210-00125-3.
Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва: ЛКИ, 2017. – 208 с. – ISBN 0-333-75760-2.
Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста / С.К. Бозиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – 184 с. – ISBN 978-5-02-033000-9.
Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения / О.А. Булгаков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – Москва, 2014. – № 1. – 281 с. – ISBN 0-333-75760-2.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. – Москва: Просвещение, 2020. – 300 с. – ISBN 978-5-94708-243-2.
Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2019. – 336 с. – ISBN 978-5-94708-243-2.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Москва: Говорящая книга, 2018. – 291 с. – ISBN 978-5- 7510-0404-0.
Гаврина С. Н., Топоркова И.Г., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет / С.Н. Гаврина, И.Г. Топоркова. – Москва: ОлмаМедиа Групп, 2014. – 296 с. – ISBN 0-333-75760-2.
Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у ст
Обладают фотографической (эйдетической) памятью, они способны запоминать целые книги и долго хранить их текст в своей памяти или, увидев только один раз какой-либо образ, через длительный промежуток времени они способны воспроизвести его в мельчайших подробностях.
Скорость (быстрота) запоминания характеризует «то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей информации, необходимой для решения какой-либо задачи или выполнения деятельности» [3, с. 95].
Точность памяти – это «показатель идентичности (сходства) воспроизводимого и требуемого (предъявленного для запоминания) материала» [3, с. 96].
Длительность сохранения запоминаемого материала «характеризует то максимальное время, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задач, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия» [13, с. 96].
Кратковременная память очень важна в процессе обучения, поэтому подробнее охарактеризуем именно