Формирование навыков общения средствами игры со сверстниками у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Важным условием развития ребёнка старшего дошкольного возраста являются коммуникативные навыки, а особенно в общение со сверстниками. Общение ребёнка со сверстниками является одной из важной составляющей жизни человека. Дети познают законы и нормы человеческих взаимоотношений именно во время общения. Общение у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, которое правильно построено является процессом воспитания и развития ребенка, а неправильное общение зачастую является отклонением в психическом развитии. Коммуникативные навыки, включающие в себя: способность слушать другого ребёнка в момент общения, высказывание своей точки зрения, пути нахождения компромиссного решения, аргументирование и обоснование своей точки зрения. Важной задачей остаётся создание средств по формированию коммуникативных навыков в общение детей старшего дошкольного возраста, так как появляется все больше новых технологий.
Игра является эффективным средством
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТРА СО СВЕРСТНИКАМИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Особенности развития навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Потенциал игры как средства формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 29
2.1 Содержание и механизмы организации игр по формированию навыков общения у старших дошкольников 29
2.2 Критерии оценки уровня сформированности навыков общения средствами игры у старших дошкольников 36
2.3 Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы по формированию навыков общения старших дошкольников со сверстниками 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. – С. 18.
Анисимова Е.В. Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Анисимова // Начальная школа плюс. До и После. – 2010. – № 12. – С. 78–81
Азарова О.А. Психолого–педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/режим доступа http://dohcolonoc.ru/
Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 35– 40.
Арушанова А.Г., Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 6– 13.
Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 10-12.
Амосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Амосова // Начальная школа плюс. До и После. – 2012. – № 3. – С. 74–78
Белкина В.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4 – С. 131– 135.
Богуславская З.М. Отношение к личному вниманию и невниманию у детей-дошкольников с различным социальным опытом / З.М. Богуславская // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сборник научных трудов / М.И. Лисина. - НИИ общей педагогики АПН ССР, 1974. - С. 79-94.
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Изд-во «Аркти», 2008. - 96 с. 1.
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]/режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Питер-юг, 2008.
Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Га
Игра у детей старшего дошкольного возраста является одним из видов деятельности, способствующим формированию коммуникативных навыков со сверстниками. В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.