Методика и технология организации исследовательской деятельности при обучении физике в основной школе
Введение
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.»
(с) А.Н. Колмогоров
В связи с повышением научно–теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется физическому исследованию.
Физическим исследованием в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
Образовательное, политехническое и воспитательное значение исследований в курсе физики средней школы трудно переоценить. Без проведения физических исследований курс физики не может быть хорошо усвоен. В большинстве школ проведению физических исследований уделяют большее внимание.
Оглавление
Введение6
Глава 1. Теоретические основы методики и технологии организации исследовательской деятельности на уроках физики8
1.1 Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности обучающихся8
1.2 Возможности организации исследовательской деятельности учащихся17
1.3 Приемы и методы организации исследовательской деятельности33
Глава 2. Организация и результаты экспериментального исследования по организации исследовательской деятельности на базе ГБОУ «Школа № 2025» г. Москвы43
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования по организации исследовательской деятельности43
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования по организации исследовательской деятельности47
Заключение55
Список источников57
Список источников
Абушкин, Х. Х. Проблемное обучение физике в педагогическом вузе: учебное пособие / Х. Х. Абушкин. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2012. — 168 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/74471 (дата обращения: 09.04.2022). — ISBN 978–5–8156–0499–5. —Текст: электронный.
Алешкевич, В.А. Электромагнетизм: учебник /В.А. Алешкевич.– Москва: Физматлит, 2014. – 404 с. Текст: непосредственный.
Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. –Йошкар–Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 144 с. Текст: непосредственный.
Асадуллин, Р. М. Модернизация педагогического образования: субъектный подход: учебное пособие / Р. М. Асадуллин. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. — 288 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/90984 (дата обращения: 03.05.2021). — ISBN 978–5–900471–33–4. — Текст: электронный.
Березин, Н.Ю. Театр физического эксперимента: учебное пособие: в 2 частях: / Н.Ю. Березин, Н.Ю. Петров; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017. – Ч. 1. Внеаудиторная деятельность студентов в техническом вузе. – 94 с. Текст: непосредственный.
Берклеевский курс физики. Том 2. Парселл Э. Электричество и магнетизм. Автор: Эдвард Миллс Парселл (Edward Mills Purcell). Издание 3, исправленное. Перевод с английского под редакцией А.И. Шальникова, А.О.Вайсенберга.URL:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/''Berkleevskiy_kurs_fiziki ''/_''BKF''.html(дата обращения: 03.05.2021). — Текст: электронный.
Бражников, М.А. Становление методики обучения физике в России как педагогической науки и практики: монография/М.А. Бражников, Н.С. Пурышева. – Москва: Прометей, 2015. – 505 с. Текст: непосредственный.
Г.С. Ландсберг. – 14–е изд. – Москва: Физматлит,2011. – Т. 2. Электричество и магнетизм. – 488 с. Текст: непосредственный.
Глазырин А. И. Самодельные приборы по физике и опыты с ними: Пособие для учите
Основной метод —продуктивный (проблемно-поисковый, эвристический), который предполагаетсамостоятельное усвоение знании и способов действий, развитие творческогомышления, перенос знаний в незнакомую ситуацию, видение новой проблемы втрадиционной ситуации, преобразование известных способов деятельности исамостоятельное создание новых.
Основные средства, которые нужно использовать учителю:
образец решения задачи (1 этап):
алгоритмическое предписание;
обучение эвристическим методам решения задач на большом числепримеров:
самостоятельное и заинтересованное решение учащимися задач, способрешения которых им неизвестен, но материал которых не выходит за рамки их знаний.