Технологии формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время актуально стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов и сёл. Растет количество личных автомобилей, и, к сожалению, количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко увеличилось. Дошкольный возраст – это период, когда формируется личность человека, поэтому очень важно именно в этот период начать знакомить детей с правилами дорожного движения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Важно развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Разработка модели технологии формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста……………..17
1.3. Педагогические технологии формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста………………………...…21
Выводы по I главе…………………….………...……….........................27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования…..…………………………………………….…..…………...…..
2.2. Реализация модели технологии по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников………………………………………..
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели технологии формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………..
Выводы по II главе……..……………………………….........................….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева, Н.Н. Учебно - методическое пособие по основам безопасности [Текст] / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева // М.: «Детство-Пресс», 2005. — 144 с.
- Авдеева, Н.Н. Безопасность: Основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева - СПб.: «Детство-Пресс», 2009. - 144 с.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2006. – 200 c.
- Бокирзода, Ш. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Ш. Бокирзода, Л.А. Губанова // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - № 3/9. - С. 225-229.
- Валитова, И.Е. Прошлое в структуре самосознания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки. - 2016. - № 4. - С. 51-59.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С Комарова. -5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 245 с.
- Вольнягина, Д.Э. Знакомство с правилами дорожного движения детей 4-5 лет посредством проведения подвижных игр [Текст] // Вестник научных конференций. - 2015. - № 4/2 (4). - С. 39-42.
- Гризик, Т. И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. — М. : Просвещение, 2010. — 111 с.
- Густомясова, А. Воспитание социальной компетентности. [Текст] // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5 С. 56
- Дементий, Л.И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 562-564.
- Джашакуева, А.К. Возрастные особенности детей при формировании коллектива в младших классах [Текст] // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа, 2015. - С. 124-126.
- Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст]/ Лаврентьева Т.В. М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
- Забуслаева, О.Н. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста [Текст]/ О.Н. Забуслаева, М.Н. Малкова, М.О. Смолянинова 2016. № 1 (5). С. 64-69.
- Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста [Текст]// Искусство и образование. - 2015. - № 4 (96). - С. 65-91.
- Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. [Текст] / Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова М.: Сфера, 2015. – 69 с.
- Ильина, И.Е. К вопросу обучения детей правилам дорожного движения [Текст]/ И.Е. Ильина, С.А. Евстратова // Молодой ученый. - 2017. - № 1 (135). - С. 33-37.
- Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество. [Текст]- М.: Карапуз-Дидактика, 2006-192 с.
- Капустина, Е.Г. Педагогические основы обучения детей правилам дорожного движения [Текст]// Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2017. - № 3 (72). - С. 119-122.
- Капустина, Е.Г. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества [Текст]// Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева, 2017. № 1. С. 25-28.
- Клочанов, Н.И. Дорога. Ребенок. Безопасность. [Текст] Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2016. - С. 6 - 45.
- Князева, О.Л., Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Маханева М. Д. Безопасность на улицах и дорогах. [Текст] М.: ООО Изд-во. АСТ-ЛТД, 1997. - 32с.
- Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено. [Текст] -Новосибирск.: Сибирское университетское изд-во, 2017. С. 135.
- Козловская, Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. [Текст] Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002 – 74 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»/ Сакулина, Н.П. 2015. – 88с.
- Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания. [Текст]- М.: Издательский Дом «Зимородок», Издательский Дом «Карапуз», 2006.- 418с.
- Кондратьев, В.Д., Щепкин А.В. К вопросу о методологии обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации [Текст]// Дороги и мосты. 2017. № 36. С. 14.
Актуальность исследования. В настоящее время актуально стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов и сёл. Растет количество личных автомобилей, и, к сожалению, количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко увеличилось. Дошкольный возраст – это период, когда формируется личность человека, поэтому очень важно именно в этот период начать знакомить детей с правилами дорожного движения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Важно развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и в том числе к структуре образовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования[].