Технологические особенности Уфтюжской росписи и подготовка обучающихся в сфере школьного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Промыслы, сделанные народом, являются важнейшей частью российской истории и культуры. Они олицетворяют собой многолетний опыт эстетического взора на мир, ориентированный в будущее, сохраняя глубокие и ценные артефакты, отображающие процесс развития благополучной страны.
Особую значимость для учащихся имеет процесс познания художественных и трудовых навыков, развитие их умственного и высоконравственного потенциала, которые во взрослой жизни помогут им адоптироваться к внешней среде.
Необходимо отметить, что художественно-творческое развитие и формирование личности доступно всем. Оно представляет собой многокомпонентную цепочку, созданную из новых реальностей и целей. Происходит процесс слияния личностного, объективного, и субъективного. Первой ступенью в познании личности через художественно-творческое развитие является не формирование особых видов знаний или же специальных навыков, а постепенное изучение окружающего через творческую и трудовую деятельности. Происходит
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УФТЮЖСКОЙ РОСПИСИ.16
1.1. История возникновения и развития уфтюжской росписи10
1.2. Особенности уфтюжской росписи на берестяных изделиях16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, УФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ24
2.1. Методы и приемы обучения учащихся уфтюжской росписи21
2.2.Тематический план занятия по декоративной живописи. Разработка темы «Уфтюжская роспись»24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ27
ПРИЛОЖЕНИЕ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А., Основы изобразительной грамоты. – СПб: НИУ ИТМО, 2011. – 70 с.
Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. / В.А.Барадулин. Свердловск. 1987. 85 с.
Голубева З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи. Учебно - методическое пособие. - Издательство «Союз художников», СПб., 2012, 128 с., илл.
Комарова Т.С. Изобразительное творчество. 2012 - 418 с.
Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М.: Просвещение- 2011. – 230с.
Костерма Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся. ООО «Издательство АСТ» 2002 г., 85 с.
Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для Вузов, обучающихся «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 120 с.
Н.Величко Русская роспись. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. –М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2009. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Народные росписи Русского Севера: Методика обучения народному орнаментальному искусству студентов художественно-педагогических специальностей (на материале росписей по дереву Северо-Западного региона). – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. – 104 с.
Научно-популярный журнал. «Народное творчество» - 8 экземпляров.
Пальмина Л.Н. Северные узоры. Учебное пособие. – Редакция «Народное образование». Москва.
Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”.2007. — 144 с.
Полежаев Ю.О. Художник росписи по дереву: учебное пособие для учащихся начального профессионального образования - М. Изд. центр «Академия», 2008.–192 с.
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий. Аванта + Астрель, 2010.180 с.
Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов М.: Академ
Если рассмотреть Уфтюжский туесок: роспись свободная, легкая и изящная, птичка или веточка свободно расположены на плоскости, не перегружены многообразием изображений (см. Приложение 1, рис. 3).
Сочетание тончайших линий, изящной каллиграфии, несовпадение линии и пятна, включение пустого пространства в композицию — все это добавляет Уфтюжской росписи по-настоящему современный характер, неподвластный времени, интересный и многогранный.
Из-за того, что Уфтюжская роспись считалась истинно народным искусством, её основной темой выступает мотив крестьянской жизни в слиянии с природой.
Так же отдельное место можно было отнести птицам. Среди них популярные всем куры, голуби и порой даже павлины. Реже встречался образ мифических птиц, прогуливающихся под деревьями и чистящих свои перышки. Птиц предпочитают начинать в графике, красить их черным контуром, а затем заполнять