Формирование грамматических норм учащихся при изучении местоимений на уроках русского языка.
Введение
Актуальность исследования. За последние десятилетия в связи с тем, что в языкознании все больше и больше проявляется тенденция исследования грамматических форм с точки зрения их функционирования, назначения и роли в речи, возникла необходимость пересмотра статуса отдельных языковых единиц не только в теоретическом плане, но и в методике преподавания русского языка. Это особенно относится к тем языковым единицам, которые получают адекватную квалификацию и объяснение не в пределах предложения, а лишь в тексте. К таким единицам в значительной мере относятся местоимения. Необходимость внимания к функциональным признакам местоимений подтверждается целым рядом исследований, в которых рассматриваются отдельные разряды местоимений в функциональном аспекте.
За рамками учебников остаются важнейшие функциональные признаки местоимений. Так, почти не уделяется внимания употреблению местоимений в зависимости от функций в предложении, в частности, способности их к замещению существительны
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматических норм учащихся при изучении местоимений на уроках русского языка7
1.1 Формирование грамматических норм как область методики развития письменной речи учащихся7
1.2. Лингвистические основы изучения соблюдения грамматических норм при изучении местоимений10
Выводы по главе 1.13
Глава 2. Лингвометодический аспект формирования грамматических норм учащихся при изучении местоимений на уроках русского языка14
2.1. Экспериментальная работа14
2.2. Методы и приемы формирования грамматических норм учащихся при изучении местоимений на уроках русского языка19
Выводы по главе 223
Заключение24
Список использованной литературы26
Приложение29
Список использованной литературы
Алентикова С.А. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении младших школьников создавать тексты / С.А. Алентикова // Методика преподавания русского языка и литературы: история и современность: сборник научно-методических статей. – М.: МГОУ, 2018. - С. 297 – 302.
Алехина М.И. Местоимения как часть речи / М.И. Алёхина // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка: сб. статей. - М.: Просвещение, 2016. – С. 96 – 114.
Алехина М.И. О классификации местоимений / М.И. Алёхина // Русский язык в школе. – 1982. - №1. - С. 54-56.
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. – М.: Кнорус, 2017. – 464 с.
Антонова Е.С. Тайна текста / Е.С. Антонова // Русский язык. - 2020. - № 6.- С. 12-18.
Афанасьева И.В. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку как средство формирования функционально грамотной личности / И.В. Афанасьева // Учительские университеты. – 2016. - № 5. – С. 45-50.
Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: учебное пособие /Л.Л. Буланин. - М.: Просвещение, 2014. - 174 с.
Быкова Г.В. Новый образовательный стандарт по русскому языку в свете коммуникативной парадигмы / Г.В. Быкова // Проблемы концептутуализации действительности и моделирования языково картины мира. - Северодвинск, 2019. – С. 78-81.
Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 2019. - № 1. – С. 35-41.
Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Просвещение, 2020. – 689 с.
Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и нормы: пособие / Л.К. Грудина. - М.: Просвещение, 2020. – 184 с.
Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений / Т.С. Жбанкова // Русский язык в школе. – 2020. - №1. - С. 27-29.
Зимелева Т.А. Местоимения в с
Особенно, как показывает практика, с точки зрения употребления в речи местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка. Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др.
Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится дале