Развитие двигательной активности дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В соответствии с требованиями, предъявленными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на решение следующих задач: накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
Одним из многочисленных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детского организма, выделяют двигательную активность. Е. А. Аркин и В. В. Гориневский отмечают, что двигательная активность детей дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, данные показатели не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.[30][28]
Степень изученности проблемы.
Многие исследователи (И. А. Аршавский, Н. А. Бернштейн, Л. В. Карманова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко и другие), считают, что активная мышечная деятельность является важным фактором здоровья и обязательным условием нормального развития и формирования растущего детского организма. [20]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития двигательной активности детей дошкольного возраста
1.1 Развитие двигательной активности детей дошкольного воз-раста в онтогенезе
1.2 Педагогический опыт развития двигательной активности детей дошкольного возраста
1.3 Методика применения здоровьесберегающих технологи В.Ф. Базарного в условиях ДОО
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Условия развития двигательной активности детей до-школьного возраста на основе применения здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного
2.1 Изучение актуального уровня двигательной активности де-тей дошкольного возраста
2.2 Создание здоровьесберегающей среды для развития двига-тельной активности детей дошкольного возраста
2.3 Комплексное применение здоровьесберегающих технологий как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А «Протокол изучения объема двигательной активности»
Приложение Б «Протокол изучения продолжительности двигательной активности»
Приложение В «Картотека дидактических игр с сенсорно-дидактическими крестами для детей старшего дошкольного возраста»
Приложение Г «Картотека игр с применением аккопунктурных ковриков»
Список использованных источников
1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова [Текст]: Алгоритм здоровья/ Н. М. Амосов. – Киев: Диалектика, 2018. – 672 с.
2. Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей 3-5 лет [Текст]: методический комплект программы «Детство» / М. С. Анисимова, Т.В. Хабарова. –СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. –160 с.
3. Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей 5-7 лет [Текст]:. методический комплект программы «Детство» /М. С. Анисимова, Т.В. Хабарова. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. –256 с.
4. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
5. Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть / И. А. Аршав-ский.– М.: издательство «Концептуал», 2022.– 160 с.
6. Бернштейн, Н.А., Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. –М.: Книга по Требованию, 2012. – 496 с.
7. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей[Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
8. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! [Текст]: программа и тех-нология физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. – М.: Просвещение/Вентана–Граф, 2015. – 224 с.
9. Гвоздева, Е. Н. Элементы балансотерапии как способ развития двигательной активности детей в ДОО /Е. Н. Гвоздева // Инструктор по физкультуре. –2021. – №5. – С. 96-98.
10. Домаева, Т. П. организация двигательной деятельности на воздухе / Т. П. Домаева // Инструктор по физкультуре. –2018. – №3. – С. 6-16.
11. Игнатова, Т. Е. Опыт организации физического развития до-школьников средствами туризма / Т. Е. Игнатова, О. В. Ивашута, И. В. Го-лионцева // Воспитатель ДОУ. –2021. – №9. – С. 26-34.
12. Кожевникова, Ю. А. «Тропа здоровья»: здоровьесберегающие технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОО / Ю. А. Кожевникова // Воспитатель ДОУ. –2021. – №10. – С. 15-18.
13. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздо-ровлению детей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М. Н. Кузнецова. – М.: издательство Айрис-Пресс, 2007. – 112 с.
14. Курнашова, С. А. Здоровьесберегающие технологии как основ-ной фактор сохранения и укрепления здоровья детей/ С. А. Карнашова // Инструктор по физкультуре. –2022. – №1. – С. 6-13.
15. Макеева, Т. В. Здоровьесберегающая педагогика[Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 251 с.
16. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию[Текст]: учебное пособие / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. – М.: идательство : ИНФРА-М, 2019. – 436 с.
17. Методические рекомендации по применению здоровьесберегаю-щих технологий минздрава РСФСР [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://zdorovoe-obrazovanie.ru. – Заглавие с экрана.
18. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития до-школьников [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 167 с.
19. Нозарова, Н. А. Нетрадиционные здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении / Н. А. Нозарова, М. В. Зайцева // Воспитатель ДОУ. –2020. – №6. – С. 52-58.
20. Осокина, Т. И., Физическая культура в детском саду / Т. И. Осо-кина. – 3-е изд., перераб. М. : –Просвещение, 1986. – 304 с.
21. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой// – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336
22. Попова, А. Е. Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОО как средство мотивации детей к двигательной активности / А. Е. Попова, Н. Н. Ложечникова // Инструктор по физкультуре. –2021. – №1. – С. 93-96.
23. Потапчук, А. А. Анатомо-физиологические особенности двига-тельной деятельности дошкольников [Текст]: Теория и методика физической культуры дошкольников / А. А. Потапчук, под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 329 с.
24. Романюк, О. В. О двигательной активности современных до-школьников / О. В. Романюк // Инструктор по физкультуре. – 2018. – №8. – С. 35-39.
25. Рубцова, И. В. Оптимальная двигательная активность[Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева. – Воронеж, Издательско-полиграфический центр воронежского государственного университета, 2007. – 23 с.
26. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
27. Тарасенко, Т. С. Скандинавская ходьба как средство физического развития старших дошкольников / Т. С. Тарасенко // Воспитатель ДОУ. –2021. – №10. – С. 26-34.
28. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми до-школьного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
29. Хохлова, Е. В. Стретчинг как технология сохранения и укрепле-ния здоровья дошкольников / Е. В. Хохлова// Инструктор по физкультуре. –2021. – №5. –С. 15-26.
30. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста[Текст]: учебное пособие/ В. Н. Шебеко. – Минск: Высшая школа, 2021. – 281 с.
31. Якубова, Е. Г. Влияние игр с элементами баскетбола на разностороннее развитие дошкольников/Е. Г. Якубова// Инструктор по физкультуре. –2021. – №3. – С. 6-10.
На высоком уровне развития двигательной активности оказалось 3 ребен-ка. Для данной подгруппы детей характерно достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность, в то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, а часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Дети высокого уровня двигательной активности не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и не доводят их до конца, совершая ненужные беспорядочные движения. На прогулках свойственны однообразные игры с бегом и прыжками. У данных детей слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения.[6, c. 236]
Детей со средним уровнем двигательной активности по результатам про-водимых методик оказалось 5 детей. Дети с таким уровнем двигательной ак-тивности имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Дети самостоятельно организуют двигательную деятельность, насыщают её разнообразными играми и игровыми упражнениями, разной интенсивностью и последовательностью. Для таких детей характерно уравновешенное поведение, хорошее настроение, положительные эмоции. На физкультурных занятиях изредка наблюдается слабая техника, но при этом они внимательны, старательны в выполнение.[6, c. 238]