Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивных звуковых пособий.

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивных звуковых пособий. В работе обозревается интерактивное звуковое пособие деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2024
Объем файла
330 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3600 руб.
4500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Язык и речь считаются важным орудием человеческого общения, познания действительности и предназначаются главным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также важным условием воспитания и обучения.
Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов обладает особенное значение. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном детстве закладывает основы эффективного обучения в школе. Дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития абсолютно всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Абсолютное понимание родного языка в дошкольном детстве считается важным условием для решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Помимо этого, он не только приобретает знания, но и учится мыслить. Дошкольник применяет слова в речи для выражения собственных мыслей, своих чу

Содержание
Введение.................................................................................................................. 6
1 Теоретические основы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи................................................... 9
1.1 Развитие звуковой стороны речи в норме…………….............................. 9
1.2 Особенности звуковой стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.......................................................................................... 16
1.3 Логопедическая работа по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи............................................. 22
2 Практико – ориентированные основы логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивных звуковых пособий….......... 29
2.1 Организация и результаты констатирующего эксперимента................. 29
2.2 Организация и содержание формирующего эксперимента................... 34
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента...…………………… 42
Заключение............................................................................................................ 46
Список использованных источников.................................................................. 49
Приложение А «Интерактивные звуковые пособия»……………................... 56
Приложение Б «Конспекты занятий»……………………………..................... 57

Список использованных источников

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2020. – 208 с. – ISBN 978-5-89814-161-5. – Текст : непосредственный.

2. Архипова, Е. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения 

у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : В. Секачев, 2017. – 74 с. – ISBN 978-5- 88923-920-8. – Текст : непосредственный.

3. Бедрина, А. В. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи 

в условиях дошкольного логопункта / А. В. Бедрина. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2017. – № 17. – С. 243 – 245. – URL: https://moluch.ru/ archive/151/42886/. – Дата публикации: 28.04.2017.

4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие для студ. Вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : Владос, 2013. – 287 с. – ISBN 978-5-691-01781-0. – Текст : непосредственный.

5. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / 

Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. – 224 с. – ISBN 2227-8397. – Текст : электронный.

6. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного 

и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская. Текст : непосредственный // Образовательная среда сегодня : стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: 

О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (6). – С. 95 – 97.

7. Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. – Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2 (5). – С. 75 – 79. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 14.02.2022).

8. Волкова, Л. С. Логопедия : Методическое наследие : Кн. I: Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия / Л. С. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 224 с. – ISBN 5-691-01357-2. – Текст : непосредственный.

9. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : методическое пособие / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,  2010. 62 с. – ISBN 5-94033-028-2. – Текст : непосредственный.

10. Гусельникова, А. М. Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе / А. М. Гусельникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 932 – 934.

11. Дурнева, И. Е. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием / И. Е. Дурнева, 

Н. В. Иванова, Е. В. Минаева. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. С. 34 – 38.

12. Дурова, Н. В. Фонематика : Как научить детей слышать 

и правильно произносить звуки : / Н. В. Дурова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2001. – 110 с. – ISBN 5-86775-054-X. – Текст : непосредственный.

13. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. – Москва : Сфера, 2010. – 64 с. – ISBN 978-5-9949-0250-9. – Текст : непосредственный.

14. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / 

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2011. – 283 с. – ISBN 978-5-699-48294-8. – Текст : непосредственный.

15. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей 

с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова. – Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2015. – № 11. – Том 2. – С. 145 – 149.

16. Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина, А. В. Касьянова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва : Буки-Веди, 2014. – С. 65 – 67.

17. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха 

у детей 4 – 5 лет : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е. В. Колесникова. – Москва : Ювента, 2007. – 96 с. – ISBN 978-5- 85429-221-4. – Текст : непосредственный.

18. Копылова, А. А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов / 

А. А. Копылова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. –№ 12 (59). – С. 471 – 473.

19. Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, 

А. В. Богатырева. – Текст : электронный // Педагогика сегодня : проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 58 – 63. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 17.02.2022).

20. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2004. – 220 с. – ISBN 5-691-00137-X. – Текст : непосредственный.

21. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006 (обл. 2005). – 102 с. – ISBN 5-98919-019-0. – Текст : непосредственный.

22. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи 

у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / 

А. И. Максаков. – Москва : Мозаика – Синтез, 2007. – 64 с. – ISBN 978-5-86775-314-6. – Текст : непосредственный.

23. Методическое пособие по формированию звукового анализа 

и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО : Практическое пособие / сост. Н. А. Полюх. – Николаевск – на – Амуре : Буква, 2018. – 27с. – Текст : непосредственный.

24. Нищева, Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2020. – 64 с. – ISBN 9785906750433. – Текст : непосредственный.

25. Одинцова, В. И. Звуки. Ритмика. Интонация : учебное пособие / В. И. Одинцова. – Москва : Флинта : Наука, 2018. – 368 с. – ISBN 978-5- 89349-383-2. – Текст: непосредственный.

26. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие 

для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2002. – 240 с. – ISBN 5-89415-246-1. – Текст : непосредственный.

27. Павлова, Л. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева. – Санкт Петербург : Детство-пресс, 2004. – 240 с. – ISBN 5-89814-178-2. – Текст : непосредственный.

28. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Книга 

для логопедов и воспитателей / Е. А. Божиленко. – Москва : Каро, 2018. – 328 с. – ISBN 978-5-9925-0172-8. – Текст :непосредственный.

29. Поливара, З. В. Подготовка к обучению грамоте детей 

с тяжелыми нарушениями речи / З. В. Поливара. – Москва: Флинта, 2019. – 124 с. – ISBN 978-5-9765-1648-9. – Текст : непосредственный.

30. Праведникова, И. И. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия / Э. К. Беловолова, И. И. Праведникова. – Москва : Феникс, 2019. – 78 с. – ISBN 978-5-222-32078-5. – Текст : непосредственный.

31. Пятница, Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия 

по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница. – Мозырь: Белый ветер, 2015. – 168 с. – ISBN 978-985-574-559-5. – Текст : непосредственный.

32. Российская, Е. Н. Результаты изучения звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями средств общения / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская. – Текст : непосредственный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2 (50). – С. 132 – 142.

33. Сапрыкина, Н. И. Развития фонематического слуха у детей 

с общим недоразвитием речи / Е. Г. Коновалова, Н. И. Сапрыкина. – Текст : электронный // Инновационная наука. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiya-fonematicheskogo-sluha-u-detey-s- obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 08.04.2021).

34. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути 

его коррекции : (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) : Учеб. пособие / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс Стиль, 2003. – 158 с. – ISBN 5-94603-026-4. – Текст : непосредственный.

35. Ткаченко, Т. А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – Москва : Книголюб, 2007. – 56 с. ISBN 978-5-903444-85-4. – Текст : непосредственный.

36. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / 

Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с. – ISBN 5- 296-00195-8. – Текст : непосредственный.

37. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 144 с. – ISBN 5-296-00245-8. – Текст : непосредственный.

38. Ткаченко, Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5 – 6 лет / 

Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 46 c. – ISBN 5-296-00417-5. – Текст : непосредственный.

39. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения 

у дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов 

и воспитателей / Т. В. Туманова ; под ред. проф. Т. Б. Филичевой. – Москва : Гном и Д, 2001. – 48 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0366/4_0366-1.shtml (дата обращения: 18.02.2022). – ISBN 5-296-00161-3. – Текст : электронный.

40. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – Москва : Педагогика, 2011. – 346 с. – ISBN 5-87224-113-– Текст : непосредственный.

41. Холодилова, Е. М. Психологические особенности дошкольников 

с общим недоразвитием речи / Е. М. Холодилова // Психология личности: изучение, развитие, самопознание : Сборник научных материалов / 

Под общей редакцией О. И. Каяшевой, Н.В. Николаевой; Университет РАО, Балтийский институт экологии, политики и права, Научно-информационный центр А.Р.Т., Академия сферы социальных отношений. – Санкт – Петербург : ООО «НИЦ АРТ», 2014. – С. 185 – 192.

42. Чернова, Н. В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы / Н. В. Чернова. – Текст непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3 (3). – С. 90–92.

43. Чукарина, И. Н. Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях / И. Н. Чукарина. – Текст : электронный // Auditorium. – 2019. – № 2 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-fonematicheskih- protsessov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem- rechi-na (дата обращения: 15.02.2022).

44. Щерба, Н. В. Формирование произносительной стороны речи 

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н. В. Щерба ; под ред. Н. Н. Баль. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. – 132 с. – URL: https://b-ok.cc/book/3048422/f8a623 (дата обращения: 12.03.2022). – ISBN 978-985-542-373-8. – Текст : электронный.

– синтез звуков в слова;
– установление согласного звука в начале слова.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента говорят о необходимости организации и проведения целенаправленной работы по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивных звуковых пособий.
Организация и содержание формирующего экспериментаПо результатам констатирующего эксперимента, дошкольники с общим недоразвитием речи овладевают звуковым анализом и синтезом на низком уровне, что обуславливает необходимость проведения экспериментального обучения по формированию умений выявлять первый и последний звук в слове, устанавливать синтез слов из звуков. Поэтому нами были разработаны занятия, направленные на повышения уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи на основе интерактивных звуковых пособий.
Формирующий эксперимент проводился на базе Муниципального дошкол