Эффективность формирования функциональной грамотности посредством комплекса дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Формирование функциональной грамотности у младших школьников при очевидном внимании науки остается достаточно мало изученным. В большинстве случаев некоторые аспекты формирования функциональной грамотности в школьной практике носит спонтанный характер. Как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков и без опоры на практическое применение знаний.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывают повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы 7
1.2. Понятие функциональной грамотности и особенности её формирования у младших школьников 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности учащихся начальной школы 33
2.2. Описание комплекса дидактических игр, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках информатики 43
2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы по формированию функциональной грамотности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Приложение А 64
Приложение Б 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В. и др. Планируемые результаты начального общего образования // Стандарты второго поколения / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение. 2009. - С.101- 102, С. 107-108.
2.Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. - СПб.: СПб АППО, 2011. - С18.
3.Афанасьева Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки. // Информатика. - 2007. - №22 - С.25-27.
4.Баранова Ю.Ю., Кислякова А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. // Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразовательных учреждений / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др. - М.: Просвещение, 2013. - С.9.
5.Богомолова Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени // Информатика и образование. 2007. №1. С. 86-99.
6.Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе. // Информатика, №6, 2000
7.Бутримова И.В. Методические рекомендации о реализации ФГОС начального общего образования, 2016. [Электронный ресурс]. ЬНр://сшг.щ/Методрекомендации
8.Великович Л.С., Курис Г.Э. Понять главное. Заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе. // Информатика. - 2006. - №10 - С.34-36.
9.Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - С.12.
10.Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности: Учебник. - М.: Просвещение - 2011. - С.28-35.
11.Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. - М.: Баласс, 2014.
12.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. -М., Владос, 2010. - С. 34-39
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.