Восприятие проблем инклюзивного обучения на разных уровнях системы образования
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие увеличилось количество детей с ограниченными возможностями, и сегодня особенно важно обучать и воспитывать детей с ограниченными возможностями, их социализацию и развитие.
В современном обществе по-прежнему остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями осознают себя в обществе, а то, как человечество относится к таким людям. В конце концов, каждый человек нуждается в принятии и поддержке.
Каждый в нашей стране имеет право на образование, в том числе люди с ограниченными возможностями. Само понятие «инклюзивное образование» разъясняется в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а возможность реализации инклюзивного образования трактуется в статье 79 того же закона. «Обучение студентов с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими студентами, так и в отдельных классах ...». Таким образом, внедрение инклюзивного обр
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Историко-теоретические основы развития инклюзивного образования за рубежом и в России……………………………………………………………..
1.2 Анализ методологических подходов процесса сопровождения инклюзии в образовании.
1.3. Условия успешного инклюзивного обучения
1.4. Актуальные проблемы развития инклюзивного образования……....
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТАРНСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Организация исследования восприятия проблем внедрения инклюзивного обучения педагогами образовательных учреждений (дошкольных, начальной, средней школы)………………………………………………….…………………
2.2. Организация исследования восприятия проблем внедрения инклюзивного обучения родителями различных категорий детей к инклюзивному обучению…………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика восприятия проблем внедрения инклюзивного обучения различными участниками педагогического процесса образования………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….
Приложения...……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию / Т. Н. Адеева // Ярославский педагогический вестник, 2016.–№ 5 [Электронный ресурс) / – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-psihologicheskoy-gotovnosti-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 12.01.2021)
2. Адеева, Т. Н.Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей : монография / Т. Н. Адеева. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 82 с.
3. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.И. Аксенова [и др].; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2010. – 394 с.
4. Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность / С. В. Алехина – Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 c.
5. Алехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина,И. В. Вачков // Сибирский педагогический журнал., 2014. – №5. –
Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-psihologo-pedagogicheskomu-soprovozhdeniyu-inklyuzivnogo-protsessa-v-obrazovanii (дата обращения: 20.12.2020)
6. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. : дисс. … канд. пед. наук / Артюшенко Наталья Петровна. – Томск, 2010. – 164 с.
7. Басов А. Г. История сурдопедагогики / А. Г. Басов, С. Ф. Егоров. – М. : Просвещение, 1984. 295 с.Декларация прав ребенка от 20.11.1959. – [Электронный ресурс] / – режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15979#6QrjmkSrzHhi7KJB (дата обращения 22.10.2020)
8. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И.Байденко – Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Исследовательский центр пробл
Особое значение представляют положения педагогической антропологии, ориентированные на обоснование способов раскрытия сущностных сил ребенка, на характеристики пространства отношений, которые способствовали бы самопознанию ребенка и достижению гармонии с другими. Ведущие антропологические принципы, предполагающие ориентацию воспитания на духовные силы ребенка, веру в его способности, созвучны идеям инклюзии, исключающей «дефектоориентированность» в представлении человека.
Педагогическая антропология характеризуется видением ребенка в диалоге с «другим», которым может быть учитель, родители, другой ученик или весь класс [11]. Диалогичность педагогических взаимодействий позволяет ребенку быть таким, какой он есть, и открывает путь для принятия себя и другого не через призму неполноценности, а доверие к себе, своему внутреннему миру и миру другого человека.